В Санкт-Петербурге продлили запрет на использование БПЛА. Кого он коснется? И как будут следить за дронами и теми, кто их запускает? Репортаж Натальи Медведевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Полетели дальше. Хотя в контексте той темы, о которой мы сейчас будем говорить, слово «полетели» будет не совсем уместным. Во-первых, потому что на этой неделе, как и в 50-ти других субъектах Российской Федерации, введён запрет на использование беспилотников как минимум до конца июля. Во-вторых, Госдума на своём заседании в четверг приняла в первом чтении законопроект, позволяющий силовым ведомствам пресекать движение любых беспилотников. «Законопроектом предлагается расширить существующие полномочия Росгвардии, МВД , ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки, ФСИН России по пресечению использования беспилотных аппаратов всех видов: наземных, подземных, водных», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. «Такое пресечение будет осуществляться посредством их уничтожения или повреждения, а также подавления или преобразования сигналов дистанционного управления».
Да, в нынешних условиях, когда беспилотные летательные аппараты используются террористами в диверсионных целях, это очень важный законопроект. Ведь речь идёт о безопасности наших граждан. И тут ни у кого нет сомнений в необходимости, злободневности и актуальности такого закона. Но в то же время…
Как теперь быть тем, для кого беспилотники — это работа, бизнес и возможность технологического прорыва? Весь мир рассматривает эти летательные аппараты как очередную ступень развития в истории человечества. Что делать? Как найти эту золотую середину? Как остановить зло, которое может быть осуществлено с помощью беспилотников? И в то же время, как сохранить возможность творить добро с помощью такого технологического решения? Наталья Медведева продолжит тему».
9 мая. День победы. На Дворцовой площади впервые дежурит новое подразделение петербургской полиции — по борьбе с беспилотниками. Это снайперы и группы с противодронными ружьями. Их задача — следить за воздушным пространством, обнаруживать беспилотники и задерживать операторов. Это способ защитить нас от потенциальной угрозы.
Дроны открывают нам новую плоскость изменения нашей жизни. Это возможность увидеть мир в другом ракурсе — с высоты. Но развитие беспилотников, способность летать на дальние расстояния — превращает их в универсального, практически незаметного солдата.
Обуховский завод сегодня запускает серийное производство дронов-разведчиков. В этом цехе будут собирать до двух тысяч беспилотников в месяц. Прочные, манёвренные, практически бесшумные. Они способны преодолевать расстояния до 20-ти километров. Их изготавливают для боевой разведки в зоне проведения специальной военной операции.
В чужих руках дроны становятся опасным оружием. Их используют для диверсионных и террористических целей. Это уже часть нашей информационной реальности. И из раза в раз масштаб угрозы увеличивается.
Системы распознавания дронов контролируют воздушное пространство. Одну из них разработали в ЛЭТИ. Эта антенна на крыше университета распознает летательные объекты на расстоянии 30 километров. Работает с помощью цифрового сигнала. Принцип работы следующий. Телебашня излучает сигнал, который отражается от летательного объекта, и поступает на антенну. В это же время на антенну поступает прямой сигнал от телебашни. Данные обрабатываются. Саму систему отследить невозможно. Она не излучает, а только принимает сигнал. Вся информация поступает в приемник — «мозг» системы. И отображается на экране компьютера. На беспилотники система реагирует моментально. Показать, как именно, мы не можем. В Петербурге, Ленинградской области и еще в 50-ти регионах страны введен запрет на запуски дронов.
На полях под Кингисеппом уже зацветает клубника. Три гектара грядок. Это владения Михаила. Он фермер. Землю удобряет привычным способом — с помощью распылителей. Рассказывает, в этом сезоне хотел заменить трактор на дрон. Но пока, из-за запретов на полеты, дрон на поле остается мечтой. В этот сезоне — точно.
Это лишь единичный случай. Сегодня сложно найти сферу, где не задействованы беспилотники.
Заперт на полеты серьезно сказывается на рынке. Специалисты уже подсчитали убытки. Запускать беспилотники в воздушное пространство сегодня разрешено только государственным структурам.
Ленинградская область. Всеволожский район. Областная ветеринария. Здесь функционирует целый парк дронов. Ежегодно осенью и весной они вылетают в труднодоступные места. Раскладывают вакцины для животных. Если использовать беспилотники правильно, они дают нам массу возможностей. И открывают новую плоскость изменения нашей жизни.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Мы на телевидении чаще всего снимаем с земли, на камеру. Но когда нам надо передать масштаб, красоту какой-либо локации, мы используем дроны. Только посмотрите, как может преобразиться пространство, если посмотреть на него с воздуха».
Но есть и альтернативные способы снять видео с высоты. Вот один из них. Вместе с нашим телеоператором Митрофаном закрепляем экшн-камеру на удочку, и поднимаем эту конструкцию как можно выше. А теперь сравните картинку с коптера и с экшн-камеры. Разница очевидна.
Вот она — наша реальность. Пространство для полетов ограничивается комнатой десять. Летать возможно или в помещениях. Или на специальных площадках, на небольшой высоте. Под присмотром тренера.
Дроны сегодня создают нашу реальность. С одной стороны, они открывают нам удивительный мир с высоты птичьего полета. С другой — помогают. С их помощью борются с вирусами, строят здания и удобряют поля. Но стоит им попасть в неправильные руки, беспилотники становятся опасными. И наша главная задача сегодня — сделать так, чтобы зло не проникало в воздушное пространство. И дроны над Петербургом, как и раньше, снимали открыточные виды.