Музейные экспозиции Петербурга заметны и узнаваемы. Но это еще не весь музей. Что такое запасники и фондохранилища? Как они работают? И какие уникальные предметы хранят? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И продолжим тему главных культурных событий этой недели. 18 мая отмечается Международный день музеев. Весь наш город  часто называют музеем под открытым небом. И мы живём, по сути, в музее. Вот почему 18 мая для нас, для нашего города это, можно сказать, наш общий профессиональный праздник — День музеев. Но сейчас мы вам покажем то, что вы не увидите в музеях Петербурга. Точнее, не увидите на экспозициях музеев.

Это можно увидеть только в запасниках и фондах. Например, в броневых кладовых Русского музея можно увидеть уникальные клады 11-го 12-го веков. Один из них нашли под Петербургом во время строительства Мурманской железной дороги.

И это только один из эпизодов, который мы сейчас покажем в нашем специальном репортаже из самых закрытых хранилищ петербургских музеев. Антон Цуман продолжит тему».

То, что посетитель видит в музее, называется экспозиция. От латинского expositio — выставлять напоказ. Но экспозиция ещё не весь музей. А самое интересное скрыто за дверью запасников или, правильнее, фондов. Именно туда мы сейчас и отправимся.

РУССКИЙ МУЗЕЙ. БРОНЕКЛАДОВАЯ

Мы не можем показать ни общий вид этого помещения, ни место его расположения в Михайловском дворце, ни толстую сейфовую дверь в эту комнату, из-за которой она и получила название — бронекладовая. Таковы правила музейного хранения особо ценных предметов. А они здесь не просто ценные, по сути — бесценные.

Эта застёжка из чистого серебра — из найденного в 1927 году в окрестностях Шлиссельбурга Путиловского клада. До основания Петербурга ещё, внимание, 7 веков! А её уже носил богатый житель берегов Невы. А эта золотая диадема из киевского клада — один из символов власти 12 века до сих пор хранит на себе следы пожара, устроенного войсками хана Батыя в 1240 году.

Изучению этих предметов ведущий научный сотрудник Светлана Новаковская-Бухман посвятила почти полвека своей жизни. Для неё это не просто драгоценности, а колты, гривны, очелья. История и русского ювелирного искусства и политики и даже моды, как их ценили и как носили — в представлении художников.

Каждый выход в свет этих украшений — событие. Современные правила хранения и экспонирования предметов из драгоценных металлов очень строгие, поэтому выставляют их нечасто. И причина такого трепетного отношения здесь не только в материальной ценности.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

Государственный музей истории религии. В советское время, когда он ещё располагался в Казанском соборе, его называли просто — Музей атеизма. Казалось бы, религия понятие из области философии, а не искусства, но стоит заглянуть в его фонды живописи и вот — православные сюжеты Дейнеки, Сурикова и даже Айвазовского.

Для хранителя фондов отдела «Православие» Ольги Коробко это не просто картины, а буквально члены семьи. Каждого знает в лицо — точнее в лик. Шпалерная развеска, специальные выдвижные стеллажи, особый свет, благодаря которому виден каждый дефект. Так что фонд для музейных предметов — это не хранилище, а скорее санаторий.

А это одна из самых загадочных коллекций, которую не увидишь в основной экспозиции. Предметы, принадлежавшие таинственному и даже до сих пор непостижимому обществу вольных каменщиков — масонам.

Это самая крупная коллекция масонских предметов. Молотки настоятелей лож — символы власти, посуда для заседательных трапез, шпаги или даже посвятительный балахон, изъятый чекистами в 1926 году у ленинградской масонской ложи. Масонство было популярно и в 18-м, и в 19-м, и в 20-м веке. И сегодня запись на посещение этого фонда открытого хранения расписано на недели вперёд.

И возможно, в этих предметах и зашифрован ответ на извечный вопрос — а кто всё-таки правит миром? Масоны или не масоны? Если не миром, то умами уж точно.

МУЗЕЙ «СМОЛЬНЫЙ»

Историко-политический музей «Смольный» — это и бункер Жданова, и квартира Аллилуевых, где можно увидеть ленинскую бритву. Те места, где в буквальном смысле творилась история нашей страны. Но и фонды этого музей расположены в самой исторической квартире на набережной Карповки.

Здесь, в квартире Суханова, осенью 1917 года было принято историческое решение о начале вооружённого восстания в Петрограде, то, что потом назовут Великим Октябрём. И образ того, кто отстаивал это решение, теперь здесь самый многочисленный предмет хранения. Ленин фарфоровый, Ленин чугунный, Ленин деревянный. Или вот — нехарактерный для монументальной пропаганды сюжет — Ленин в компании.

С главным хранителем Натальей Никоновой открываем следующий шкаф. Здесь хранятся личные вещи тех людей, без которых Ленин, наверное, не был бы тем Лениным, которым его запомнила мировая история. Вот, например, пальто, как написано в описи — в рубчик — принадлежало Надежде Крупской. А вот её ботиночки 36-го размера, которые многое могут поведать о характере спутницы жизни Владимира Ильича.

МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Один из тех музеев, с которым у поколений ленинградцев и петербуржцев связано детство. Локомотивы, вагоны, станции в миниатюре. А в фондах, тем временем, вовсю идёт подготовка к «Ночи музеев». И есть редкая возможность увидеть то, что ещё ни разу не выставлялось в музейных залах. Например, инженерный макет печки — наглядное пособие для тех, кто проектировал первые вокзалы. Теодолит со строительства первой в России железной дороги, макет типового моста 19 века. Таких предметов в коллекции музея 73 тысячи. Чтобы выставить все, понадобится площадь двух Юсуповских садов — почти 10 гектаров. Но часть этих фондов можно будет скоро увидеть на площадке филиала — Музея мостов. Этот действующий макет оптического телеграфа впервые окажется на публике.

МУЗЕЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Не секрет, что любовь к морю и кораблям многих ленинградских и петербургских мальчишек начиналась именно с экспозиций Центрального музея военно-морского  флота. Детально проработанные модели кораблей. Но за этой красотой скрывается без малого ювелирная работа целой команды моделистов-реставраторов.

Художник-реставратор Владислав Светличный работает над моделью последнего деревянного парусника России — фрегата «Александр Невский». Эта модель — ровесник оригинального судна — середина 19 века. Сам фрегат погиб через 7 лет после постройки у берегов Дании, а его уменьшенная копия, пережив три революции, блокаду и переезд музея, теперь проходит через долгий процесс реставрации.

Каждая деталь сверяется по оригинальным чертежам. До гайки, до досочки, даже до толщины корабельных канатов, которые специально под модель наматываются на особом станке. Кажется, спусти его на воду — и он пойдёт на всех парусах. Чтобы сделать такое, морем и правда нужно «заболеть».

Все эти истории — как подтверждение факта: да, сейчас эти музейные предметы сокрыты в фондах. По разным причинам: в силу строгих правил, ограниченного пространства или необходимости реставрации. Но все они обязательно окажутся перед взором посетителя. Каждый в своё время.