ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:

Лето 1918 года. В Петрограде бушует холера. Подальше от коварной заразы, а именно в посёлок Левашово, сбегает Владимир Маяковский в компании Лили и Осипа Бриков. Они останавливаются в этом доме, где когда-то был пансионат. Развлекают себя походами за грибами, игрой в карты. Владимир Владимирович пишет пьесу «Мистерия-буфф» и вдоволь угощается деревенским молоком, о чём пишет сестре Ольге:

«…Стаканов шесть ежедневно. Если у меня вырастет вымя, скажи маме, чтобы не удивлялась…»

ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:

И хоть поэт никогда не владел этим домом, сегодня образец деревянной архитектуры начала XX века известен именно как «дача Маяковского».

После прославившего дом визита литераторов пансион успел побыть жилым домом, поликлиникой и даже роддомом. В течение последних 20 лет здание пустовало.

АНТОН ИВАНОВ, председатель Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

Счёт шёл на считанные месяцы. Потому что просто на глазах после окончания каждого зимнего периода происходили обрушения. Здесь практически живого места нет. Насколько все это просто уже в труха. Во что превратилось дерево!

Сейчас дом напоминает большую театральную декорацию. Выстоял лишь главный фасад здания — западный. И прилегающая к нему бело-голубая веранда.

АНТОН ИВАНОВ, председатель Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

Здесь даже вот сохранилась внутренняя отделка — вот это интересная рейка с оригинальной окраской начала XX века, то же самое, например, вот с вот этой изящной башенкой на центральном фасаде, она сохраняется. Она аккуратно будет демонтирована, отреставрирована и установлена на место.

Сруб нижнего этажа придётся перебирать, по возможности, сохранив оригинальное дерево.

АНТОН ИВАНОВ, председатель Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

Маркируются все исторические конструкции — вот эти вот бирочки. Будут отбирать то дерево, которое можно будет затем опять использовать при восстановлении памятника. Часть конструкции, процентов 20, может быть, чуть больше удастся сохранить.

Ещё на первых этапах реставрации, когда проводили вскрытие стен и пола, выяснилось, что дом — кладезь безмолвных свидетелей ушедших эпох.

АНТОН ИВАНОВ, председатель Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

Конечно, это такой уже своеобразный мусор был. И он может быть использовался там просто для утепления, набивания каких-то щелей, но сейчас это безусловно все становится интересным.

Можно узнать, что жители дома читали…

АНТОН ИВАНОВ, председатель Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

Литература. Гёте.

Что пили…

АНТОН ИВАНОВ, председатель Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

Бутылочка, например, вина, Его Императорского величества поставщик двора. 1908 год.

Понять, насколько хозяева были предусмотрительными…

АНТОН ИВАНОВ, председатель Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

1907 год — страховка имущества от огня. Мы это всё изучим, отберём, и часть, конечно, войдёт и в экспозицию.

Будущего волонтерского центра, который откроется здесь, когда «дача Маяковского» предстанет перед нами в том виде, каким это место застал поэт-футурист.