Почти художественная составляющая современного искусства — скандал. И на этой неделе главным потрясением основ стала вот эта фотография. Казалось бы, что такого? Неприличного, провокационного — нет ничего, кроме авторства, которое совершенно официально, публично и нарочито её автор уступил нейросети. Немецкий художник Борис Эльдагсен заявил, что отказывается принять награду за снимок Pseudomnesia: The Electrician, ставший победителем в крупнейшем международном фотоконкурсе. Вот что он пишет: «Я подал заявку как нахальная обезьяна, чтобы узнать, готовы ли оргкомитеты к тому, чтобы в конкурсах участвовали сгенерированные нейросетью изображения. И они не готовы». Здесь сам поступок Эльдагсена — акт искусства: работа художников вносить в наши умы новые идеи. Об этом на примере русского, советского неофициального искусства рассказывала в своём знаменитом фильме «Чёрный квадрат», снятом еще в 80-е, Ольга Свиблова. Известнейший искусствовед, основатель и директор Мультимедиа Арт Музея недавно вновь представляла его петербургской публике. Мы воспользовались случаем, чтобы побеседовать с академиком РАХ о совриске.