ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Важная новость этой недели. Очень петербургская новость. 14 апреля в Петербурге официально началась навигация. Всё! Теперь пойдут разводки мостов. Караваны судов потянутся по Неве через город по Волго-Балтийскому пути. И снова ритм и образ жизни города ночью надо будет сверять с графиком разводки мостов. Да, мы как стояли на пути из Варяг в Греки, так и продолжаем стоять. Только теперь уже на пути маршрута Волго-Балт: из России в Балтийское море. И дальше в мир. И наоборот — из Балтийского моря в Россию. И Нева — это связующая нить между Россией и остальным миром. И начало навигации на Неве — это хороший повод вспомнить замечательного композитора, который был одним из самых высокооплачиваемых музыкантов в России.
Иоганн Штраус, который блистал во время летних сезонов на Павловском вокзале. Правление Царскосельской железной дороги, чтобы сделать линию до Павловска рентабельной, было заинтересовано в привлекательности этого направления для публики и было готово пригласить оркестр с хорошей оплатой. Иоганн Штраус с удовольствием согласился и обрадовался по поводу того, что, как он писал, теперь хотя бы каждое лето будет свободен от «жалкого, грошевого пиликанья вальсов в Вене», где даже за дирижирование на придворном балу в императорском дворце получал каких-то девять гульденов. В то время как у нас он получал сотни рублей серебром.
А связь с началом навигации очень простая. Одной из ключевых тем выступлений Штрауса в России была полька «Нева». Музыкальное произведение, написанное в 1864 году в честь главной реки нашего города — в честь Невы. Полька оказалась популярной, долгое время оставалась в репертуаре Штраус-оркестра.
И продолжим тему Невы. Ведь Нева — это системообразующий фактор для вселенной Петербурга. Наш город и построен на Неве, во многом возник благодаря тому, что именно здесь протекает Нева. И образ, и ритм жизни во многом зависят от фактора Невы. Разводка мостов, разделение города на правый и левый берег, ну, и там все эти знаменитые «В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами». И прочее, прочее. Но дело в том, что очень мало известно о другой стороне этой великой реки. Той, которая связана с легендами, мифами, трагическими историями и тайнами, которые хранит Нева или которые лежат на дне Невы. Вот об этом мы сейчас и расскажем в нашей очередной серии детективно-исторического сериала «Петербургские тайны»».
Наш город часто называют Северной Пальмирой, Северной Венецией или Великим Городом на Неве. Причём сами петербуржцы такие названия редко употребляют в своих речевых оборотах. Ну, где вы видели петербуржца, который говорит «У нас, в Северной Венеции»? Или «У нас, в городе над вольной Невой»? Нет, таких петербуржцев вы здесь не найдёте. Или найдёте. Где-нибудь в Москве. Но дело в том, что Нева — это системообразующий фактор для вселенной Петербурга. Наш город и построен на Неве, и во многом возник благодаря тому, что именно здесь протекает Нева. И образ, и ритм жизни во многом зависят от фактора Невы. Разводка мостов, разделение города на правый и левый берег и прочее, и прочее. Но дело в том, что очень мало известно о другой стороне жизни этой великой реки. Той, которая связана с легендами, мифами, трагическими историями и тайнами, которые хранит Нева, или которые лежат на дне Невы. Вот об этом мы сейчас и расскажем в нашем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны». Нева — одна из самых молодых рек на евразийском континенте. Её возраст — всего-то каких-то 4 тысячи лет. Ну, представьте себе. Здесь, на месте будущего Петербурга, никакой Невы не было и в помине. А в Египте возводились уже первые пирамиды. А в Британии уже стоял Стоунхендж. Да что там говорить — пойдите в Эрмитаж, в зал номер 26 искусств кочевых племён Алтая. Входите, сразу направо. И вы увидите так называемый Пазырыкский ковёр. Это 5 век до нашей эры. Так вот, он был соткан по историческим эпохам почти в одно и то же время, когда появилась Нева. Нева появилась, а этот ковёр, который уже был соткан, сейчас вы можете наблюдать в музее Эрмитаж, который и стоит на берегу этой Невы. Вот она, настоящая машина времени. И можно абсолютно спокойно себе представить, как какой-нибудь рыбак эпохи позднего неолита сидел на берегу Охтинского мыса — там, где сейчас Красногвардейский район, и с ужасом наблюдал, как гигантская волна 15 метров высотой прорывает узкий перешеек между нынешним Ладожским озером и Древне-балтийским морем — ныне Финский залив. Это эпичное зрелище сравнить можно было только с последним днём Помпеи. Если говорить о самом таинственном месте Невы, то это, конечно же, район Литейного моста — излюбленное место самоубийц. Помните, у Чернышевского в романе «Что делать?» самоубийство Лопухова на Литейном? «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Дело в том, что здесь самое глубокое место на Неве — 25 метров. Раньше здесь была стоянка первобытных людей. И здесь по некоторым свидетельствам был языческий ритуальный камень. Назывался он Атакан. На нём племена древних ижорцев совершали жертвоприношения. Потом это место и сам валун затопила Нева. Но дурная слава осталась. И вскоре эти слухи об этом месте нашли подтверждение. Донные грунты на этом участке представляют собой иловатую полужидкую глину, обладающую плохой несущей способностью. Во время строительства Литейного моста прорвало стены специального кисона, в котором работали люди. Пятеро утонули. А через год ещё девять человек при возведении опор моста погибли. Хотя, скорее всего, это не мистика, а грубое нарушение техники безопасности на производстве. Хотя учёные официально зарегистрировали в этом месте Невы определённые геомагнитные аномалии, повышенная активность тут существует. Что-там на дне Невы всё-таки есть в этом районе.
А что вы скажете про такой факт, что ровно за пять лет до гибели «Титаника» чем-то похожая трагедия с пассажирским судном случилась и в центре Петербурга? 7-е апреля 1907 года. Идёт по Неве пароход «Архангельск». Более 100 пассажиров. Навигация только что открылась, и на реке наблюдалось сильное движение льда. Это был лёд, который шёл с Ладоги. И этот пароход, отойдя от Охтинского берега, недалеко от Смольного монастыря, столкнулся с огромной льдиной. Раздался треск. Пароход остановился. Накренился на правый бок. Поднялась безумная давка, крики и плач. Цитирую газету Русское слово, в которой рассказывали об этой трагедии: «Женщины хватались за мужчин, умоляя спасти их, но каждый думал только о себе. Прошло 2–3 минуты, пароход снова качнулся, перевернулся вверх днищем и быстро погрузился в воду. Крики о помощи, плач и стоны неслись по реке. На левом берегу стояла масса народу, жены и матери погибающих. Стон стоял по всему берегу. Но в холодной воде людей сразу охватывали судороги и они десятками шли ко дну». Конец цитаты. Потом эту трагедию так и назвали — «Петербургский титаник».
Но Нева не только губила людей, но и спасала. Самый известный факт, когда в августе 1963 года самолет ТУ-124 совершил посадку на Неву в районе Финляндского железнодорожного моста. Все 52 пассажира вместе с экипажем остались живы. Кстати, этот самолет приводнился в районе могилы Матроны босоножки. На этом месте сейчас находится часовня в её честь. И некоторые верующие до сих пор молятся в этом месте о безопасности людей, путешествующих на самолётах. Кстати, в этом самолёте летел и будущий патриарх Алексий II. Потом этот случай газетчики стали называть «Чудо на Неве».
А сколько тайн хранится на дне Невы, вы только представьте! Вот краткий перечень того, что находили там за время существования города на Неве: якоря, пушки, шведские затопленные корабли, иконы, танки, снаряды, легкомоторные яхты, сухогрузы, машины, тела самоубийц и тела жертв убийц. И, конечно же, клады. Главный клад, кстати, так и не найден. Ведь со времён Петра I известно, что шведы, оставляя Ниеншанц, сбросили в Неву добытые во время своих военных походов сокровища. Место на реке они пометили, чтобы потом вернуться и забрать этот клад. Но они не вернулись. Пётр I им такой возможности не дал. Но клад-то на дне Невы остался. И его очень активно искали. Особенно в начале 20-го века. Где этот шведский клад? Есть ли шанс найти его на дне Невы? Это уже другая история. И другая тайна, о которой мы обязательно потом расскажем в нашем детективно-историческом сериале — «Петербургские тайны».