На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ретроспективный образ Северной столицы представили на выставке «Столичная панорама» в центре «Эрмитаж — Урал».  

Василий Киров, ведущий: Коллекцию из 170 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства привезли из Главного музея страны специально к 300-летию Екатеринбурга. На экспозиции, к примеру, можно узнать, как выглядела Исаакиевская площадь до возведения на ней величественного собора. Или каким был Екатеринбургский дворец, разобранный в 1926 году на дрова. На выставке можно увидеть Петербург таким, каким он уже никогда не будет. Какая работа лично вас особенно удивила на этой выставке?

Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств: Эта выставка интересна тем, что мы видим, как панорама развивалась, как развивались основные самые важные места с точки зрения градостроения и архитектуры в городе. Самые редкие экспонаты — это вид Санкт-Петербурга работы Зубова первая четверть XVIII века и круговая косморама «Панорама Петербурга», созданная в 1817–1820 годах итальянским художником Анжело Тозелли, которая редко извлекается из фондов Эрмитажа, потому что бумага только определенное количество времени может находиться на свету. Поэтому экспонируется не дольше чем примерно 3-3,5 месяца.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что такое косморама? Чем удивительна именно эта косморама?

Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств: Косморама — это картина панорамного вида какого-либо места или города, которая предполагает осмотр на 360 градусов и максимально детализированной с высоты птичьего полета. Эта работа была сделана с Башни Кунсткамеры и охватывает весь вид Стрелки, Зимний Дворец, застройки Васильевского острова. Она показывает в детализированном виде целую жизнь всего Санкт-Петербурга на тот момент. Именно по технике исполнения это уникальное произведение, потому что это не гравированный вид. Он сделан акварелью и прорисован тушью, что очень сложно.

Василий Киров, ведущий: Правильно ли мы понимаем, что экспонаты, представленные на выставке в Екатеринбурге, в Петербурге практически никогда не показывали посетителям?

Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств: Действительно они практически не показываются никогда. Только на редких временных выставках. Дело в том, что гравюра и оригинальная графика — это очень травматичные предметы, экспонаты и они выдерживают очень недолгое соприкосновение с солнечным светом по нормам музейного хранения. Поэтому петербуржцы в Эрмитаже эти вещи не видят. В ближайшие годы они экспонироваться не будут, потому что будут отдыхать после нашей выставки. Например, литографированный вид Невского проспекта Садовникова, который у вас никогда не разворачивался до этого, переехал в наш город. Это очень длинная работа порядка 9 метров, для нее сделана специальная витрина. До этого он не показывался в силу технических ограничений, развернуть огромный лист было невозможно.

Ксения Бобрикова, ведущая: Петербург и Екатеринбург построены с разницей в 20 лет. Что общего есть у этих городов? Можно ли в некоторых представленных произведениях увидеть эту схожесть?

Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств: Схожесть видна всем, кто живет в Екатеринбурге и знает немного Санкт-Петербург. Это город, который также спроектирован, будучи регулярным, то есть здесь улицы в центре расположены под углом 90 градусов. Этот вид проектирования, когда весь центр заранее продуман градостроителями и архитекторами, отражается в меньшей степени. Мы — город, который построен инженерами. Мы не столичный город, а город-завод. Выполняли функцию, которую Петр нам отвел — это поставки металла.