АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

История Петербурга — это история его жителей. Казалось бы, что может быть общего между тремя такими разными историческими личностями, как знаменитый коллекционер живописи и библиофил граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко, член императорской семьи скандальный Великий князь Николай Константинович и фаворитка императора Александра II, его морганатическая супруга — княгиня Екатерина Долгорукова (Юрьевская)? Объединяет всех этих трёх очень разных людей вот этот необычный особняк на Гагаринской улице, который мы с вами знаем как Малый Мраморный дворец. Я предлагаю вспомнить историю этого дворца через историю его обитателей и приглашаю вас на эксклюзивную историческую экскурсию.

Елена Игоревна, если мы начнем наше путешествие по Малому Мраморному дворцу, наверное, вопрос, который я должен задать в самом начале — что было до него на этом месте?

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА, специалист по истории, архитектуре и истории бытовой культуры Санкт-Петербурга:

До него на этом месте 70 лет просто ничего не было, хотя место было населено ещё в шведское время, и здесь остановился Пётр в первый день пребывания на левом берегу Невы, но потом это был остров, где хранились припасы императорского двора.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Я правильно понимаю, что этот дворец выглядит и снаружи, и внутри как некое палаццо итальянское времён Ренессанса?

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА, специалист по истории, архитектуре и истории бытовой культуры Санкт-Петербурга:

Даже лучше, потому что розовым мрамором в общем редко где, и, кстати, лестница, по которой мы поднимаемся — это единственная лестница из розового мрамора в Петербурге. И вот когда я смотрю на эти мраморы — розовые, тёмно-серые или на фасаде светло-серый, я сразу вспоминаю Исаакиевский собор, в котором стены выполнены из светло-серого мрамора, а полы в интерьере вот как раз из этого розового тивдийского мрамора. То есть мрамора было много.

На этой лестнице много секретов, потому что здесь две потайные двери, одна из которых ведёт на лестницу — ещё в здании Прусского посольства. И вторая ведёт в маленький кабинетец в этом вестибюле. Одним из главных украшений является вот этот мостик перехода и над ним окна и герб. Первоначально это был герб Кушелевых-Безбородко, но с течением времени через 20 лет после смерти Николая Александровича Кушелева-Безбородко этот дворец купили для Екатерины Михайловны Долгоруковой (Юрьевской), и вот как раз эти два ангела, держащие горностаевую мантию и внизу девиз — это как раз герб Юрьевских-Романовых.

Мы входим в бальный зал. Главным украшением этого зала является грандиозный плафон — это венецианская живопись XVI века, но на тему, которая для богов не слишком подходит. Это Танатос — то есть смерть, похищающая поэта. Это Кушелев-Безбородко купил в Италии и привёз сюда, и надо сказать, что справа и слева от меня тоже есть панно, явно предназначенное для живописных полотен, другие панно здесь украшены лепниной — вот, например, за моей спиной. И не все предметы сегодня нам понятны, например, центральное положение имеет некий струнный инструмент, который называется «цитра, сейчас редко употребляемый, но Николай Александрович на цитре играл и даже написал сборник пьес для цитры. Это вроде гуслей. Стена напротив окон была сквозной, наверху были хоры для оркестра, а внизу были три сквозные арки, в центральной из которых стоял большой камин из агата. Уже светлейшая княгиня Екатерина Михайловна приказала заложить эту стену, почему я так думаю — потому что центральная дверь зала вела в кабинет хозяина, и она Екатерина Михайловна, устраивая в этом дворце музей императора Александра II, она привезла много мемориальных вещей, которые совершенно не нужны были сыну Александру III, который недолюбливал папочку ….

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

… и самое главное что Александр III вместе с его супругой Марией Фёдоровной не любили саму княгиню Юрьевскую …

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА, специалист по истории, архитектуре и истории бытовой культуры Санкт-Петербурга:

Тем не менее, мемориальные вещи могли бы сохранить, а они не сохранили. Вот всё, что было связано с гибелью императора, с его памятью, Екатерина Михайловна перевезла сюда, расположила в кабинетах на лестнице и в большом кабинете.

Окна готические, и современники говорили что это напоминает ратушу в Брюгге. Я очень удивлялась, потому что по времени это Ренессанс, но в Брюгге там, действительно, готические окна.

Кабинет Карла V ?

Да, вот такой аналог этого помещения был.

Фактически это был первый мемориальный музей Александра II

— Да, этот мемориальный музей очень посещали, и вот Александр III тогда сказал Екатерине Михайловне что вообще-то ей надо в монастырь идти, а вовсе не гостей принимать, и ей пришлось вообще покинуть Россию.

И она уехала в Ниццу?

Да, она уехала 30 лет не появлялась, но вот 30 лет этот дворец ей все таки принадлежал.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Продолжаем наше путешествие по Малому Мраморному дворцу и мы заходим в очередной роскошный интерьер.

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА, специалист по истории, архитектуре и истории бытовой культуры Санкт-Петербурга:

Значит, этот зал, связанный с бальным залом, назывался Золотой гостиной – не только по обилию позолоты, но и потому что панно стен были затянуты жёлтым шёлком. Здесь тоже замечательный плафон, живописный, но уже середины XIX века, и вот эти юные амурчики, которые несут кольцо — это символ счастливого супружества.

Мы входим в дамскую анфиладу, эти интерьеры делал Николай Фёдорович Брюллов — он был известным интерьерщиком, это племянник Карла и Александра Брюловых. А кроме того, здесь есть, конечно, совершенно замечательный эффект вот этой потайной двери, которая исторически вела на балкон, с мраморной балюстрадой, балкон, который позволял хозяевам видеть гостей, поднимающихся по этой лестнице, и считается что три фасадные гостиные выполнены в стилистике Людовика XIV, соседняя — Людовика XV, а третья — в стилистике Людовика XVI.

Людовик XV — это рококо. Вы видите эти панно, расписанные под фарфор, поэтому ещё одним из названий этой комнаты является название Фарфоровая гостиная или Мейсонская гостиная, поскольку здесь на стенах всегда были укреплены полочки, на которых стояли некие Мейсонские группы статуэток, число которых при Николае Константиновиче достигало 2,5 десятков.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

О Малом Мраморном дворце сохранилось определённое количество воспоминаний, оставленных подругами Великого князя, ведь не секрет, что он был о большой любимец женщин.

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА, специалист по истории, архитектуре и истории бытовой культуры Санкт-Петербурга:

Ну, есть знаменитые мемуары Фанни Лир — американской танцовщицы, которая … надо сказать, я даже думаю, что она была не подругой, а его супругой. Из-за этого и произошла вся трагедия Великого князя. Надо сказать, он сам обращался к ней именуя её «дорогая княгинюшка», что написано в его письмах, «Мадам Феникс» и так далее. Когда ее высылают из России, письма и переписку с Великим князем покупают за 50000 рублей, то есть она выезжает, ещё и обогатившись.

Так называемый Голубой кабинет в стиле Людовика XVI надо сказать, что это эталон той архитектуры, которую так любил император Павел и императрица Мария Фёдоровна. Это прекрасная комната во всём, начиная от замечательного расписного плафона и кончая вот этими расписными гирляндами, которые являются образующими и плафона, и образующими стен. Таким образом вот эти три комнаты последние напоминают нам о дамах этого дома и изысканнейшем вкусе середины XIX века, потому что ничего подобного вот этим вот панно и декорациям Голубой гостиной не было придумано. Вот мне думается, что эта комната как-то примирила Юрьевскую с этим дворцом, потому что Александр II ей завещал оставить квартиры и в Зимнем дворце, и в Гатчинском, и Царскосельском — ну что не было выполнено.

Как раз в 1860-х годах в моду вошли чугунные лестницы, которые имели и металлические ступеньки, и металлическую арматуру, которая не уступала тонкости литья, тому, что мы называем Каслинским литьем — видите, какая нежная, и очень изящного рисунка балясины на этой лестнице, она вела на третий этаж, который предназначался для детских, которые вначале не были оформлены, а на рубеже ХХ века там жил Георгий Александрович Юрьевский со своей супругой — графиней Зарнекау.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Елена Юрьевна, а можно утверждать, что особняк Кушелева-Безбородко на середину XIX века был самым роскошным особняком Петербурга? Не дворцом, а именно вот особняком?

ЕЛЕНА ЖЕРИХИНА, специалист по истории, архитектуре и истории бытовой культуры Санкт-Петербурга:

Конечно, но надо сказать, что, имея в виду, что и например, Суворова-Рымникская была княгиней и Великий князь Николай Константинович — то есть уже с Николая Константиновича это и стали называть Малым Мраморным дворцом, и, конечно, когда светлейшая княгиня Юрьевская здесь поселилась это наименование просто прилипло к нему.