В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Татьяна Гилёва, психолог.

Николай Растворцев, ведущий: Ежегодно в нашей стране около 1 000 детей выпадают из окон, каждый десятый — погибает. Такова официальная статистика МЧС. Реально ли оградить детей от окон психологически?

Татьяна Гилёва, психолог: Многое зависит от возраста детей и от того, как ребенок воспринимает то, что ему говорит взрослый. Чем младше ребенок, тем понятнее и короче должны быть указания и запреты. Их не должно быть сильно много. Детям постарше 5-6 лет нужно объяснять, что произойдет. Важно оставаться строгим и структурированным, когда мы говорим на эту тему.

Ксения Бобрикова, ведущая: Стоит ли наглядно показывать, что может произойти?

Татьяна Гилёва, психолог: Нет, так мы покажем пример. Дети живут и учатся жизни, ориентируясь на взрослых. Они смотрят на взрослых и то же самое делают. И мышление, особенно у младших детей, не так еще развито.

Николай Растворцев, ведущий: В какой момент формируется чувство страха у детей? Как им объяснить, что высота и окно — это опасно?

Татьяна Гилёва, психолог: Стоит доносить, что жизнь может прерваться. Но дети до 5 лет этого не понимают. Только в возрасте 5 лет они впервые сталкиваются со страхом смерти, с тем, что может произойти что-то страшное. Поэтому до этого возраста только строгие указания.

Николай Растворцев, ведущий: А если ребенок знает что нельзя, но все равно нарушает?

Татьяна Гилёва, психолог: Тогда стоит задуматься, что происходит в семейной системе, что ребенок знает, что нельзя, но делает.

Ксения Бобрикова, ведущая: Стоит ли тогда начинать с себя и своего примера, чтобы донести детям мысль?

Татьяна Гилёва, психолог: Да, это очень важно. Потому что родители могут даже не замечать, что он это делает, но при этом ребенок точно это заметит.

Николай Растворцев, ведущий: Если произошла такая ситуация, что ребенок выпал из окна, остался жив, но получил травмы. Как в разговоре с ребенком возвращаться к этой ситуации?

Татьяна Гилёва, психолог: Даже если такая ситуация произошла, это все равно очень травматичный эпизод. Сначала идет работа по восстановлению эмоционального состояния. Дальше важно держать грань, где мы ребенка не обвиняем. Говорим о том, что можно было бы сделать, чтобы этого не произошло. Чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым. Но чаще, конечно, родители чувствуют себя виноватыми. Поэтому лучше всего предусмотреть такое развитие событий и поставить защиту на окна.