АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Площадь Островского

200 лет со дня рождения русского драматурга А.Н. Островского (1823 – 1886)

Любопытное историческое совпадение: в год, когда Россия отмечает 200-летие выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского, площадь в историческом центре Петербурга, носящая его имя, — также празднует свой собственный юбилей! 100 лет назад, в 1923-м году, ей было присвоено название – площадь Писателя Островского. В тот год страна отмечала 100-летие автора «Грозы» и «Леса». Хотя классик никогда не жил в Петербурге, но был плотно вовлечён в культурную жизнь города. И так совпало, что именно на Площади Островского находятся культурные институции, связанные именем писателя!

Площадь Островского, дом 1-3

Российская национальная библиотека, основана в 1795 году

Начнём с Российской национальной библиотеки, основанной Екатериной II в 1795 году как первая общедоступная библиотека России. Именно здесь можно увидеть прижизненные издания сочинений драматурга Островского!

Выставка «Русский мир Островского»

Дмитрий в Российской Национальной библиотеке открылась выставка, которая так и называется «Русский мир Островского». В чём основная её идея?

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВ, ведущий специалист по библиотечно-выставочной работе РНБ:

Мы постарались здесь представить по хронологии основные, так скажем, стандартные вехи его деятельности. Хотя, обратите внимание, Дмитрий- Самозванец и Василий Шуйский — это есть такая историческая вещь, известен факт, то Островский сотрудничал при написании своих исторических произведений со знаменитым историком Костомаровым, и вот около пяти пьес он в этом ключе также написал.

Островский был не только сам по себе драматургом, он переводил и европейских драматургов, он знал 7 языков — французский, немецкий, английский, испанский, итальянский, латынь и древнегреческий. Вот как раз про перевод Шекспира стоит сказать отдельно. Последний творческий труд Островского как переводчика — это перевод трагедии «Антоний и Клеопатра», вот этим вот переводом трагедии Шекспира с английского на русский язык он занимался за два дня до своей смерти. Но так же он широко известен переводами интермедий Сервантеса, он переводился итальянского и с испанского языка. Сейчас пот здесь перевод представлен с испанского Сервантеса «Судья по бракоразводным делам». Он поддерживал дружеские отношения в частности с Тургеневым, посвятил ему рукопись драмы «Гроза», вышедшую в 1960 году, в частности здесь представлен автограф: «Ивану Сергеевичу Тургеневу от души и с любовью. А.Островский 6 февраля 1960 года».

Площадь Островского, дом 6

Национальный драматический театр России (Александринский театр), основан в 1756 году

Когда-то современная площадь Островского была частью садово-паркового ансамбля императорского Аничкова дворца, расположенного вон там, и называлась она – Аничковская площадь. В 1832 году ей присвоили название Александринская площадь, по имени расположившегося на ней нового здания Александринского театра, получившего своё имя в честь супруги Николая I – императрицы Александры Фёдоровны.  

Царское фойе Исторической сцены Александринского театра, выставка «Картина русской жизни»

Александринский театр — главный императорский театр дореволюционной России, на сцене которого шли произведения исключительно высокого стиля: о королевских особах, богах Античного мира, об аристократии. Поэтому Островский с его произведениями об обычном купечестве, и он был популярен исключительно среди простого населения и простой аудитории, не был поначалу востребован здесь на императорской сцене. Да и актёры не любили играть сначала пьесы Отровского — «как так! мы будем изображать сермяжное купечество? Здесь — на императорской сцене?» К тому же актёров императорской труппы очень сильно раздражал тотальный контроль Островского за всем что происходит вокруг его постановок — он любил присутствует на репетициях, вносил какие-то правки, а затем торжественно восседал на премьерах по своим пьесам. Зато среди главных поклонников творчества Островского, по легенде был сам император Александр III.

Конечно, Александринский театр на уровне ДНК связан с драматургией Островского, о чём можно узнать на специальной выставке, посвящённой богатейшей истории постановок его пьес в театре. Здесь можно увидеть костюмы из спектаклей «Бесприданница» 1936 года, «Последняя жертва» 1971-го, и других. Хочу обратить ваше внимание на сюртук артиста Фёдора Бурдина — друга Островского и неутомимого пропагандиста его драматургии. Многие пьесы писателя были поставлены на сцене Александринского театра благодаря хлопотам Бурдина, который брал их для своих бенефисов.

Фойе Новой сцены Александринского театра, выставка «Картина русской жизни»

Продолжение выставки «Картина русской жизни» представлено в фойе Новой сцены Александринского театра. В числе уникальных экспонатов — расписной бархатный жилет от костюма Бориса Григорьевича из легендарной мейерхольдовской «Грозы» 1916 года по эскизу Александра Головина. Есть здесь и платье, созданное по эскизу Бориса Кустодиева к опере А.Н. Серова «Вражья сила» по пьесе Островского «Не так живи, как хочется», её поставил сам Ф.И. Шаляпин в 1920 году. Кстати, на выставке можно увидеть и подлинные ситцевые платья конца XIX века, использовавшиеся в постановках по Островскому на протяжении XX века. Напомню, что впервые ситцевое платье на русской сцене появилось именно в комедии Островского «Не в свои сани не садись», произошло это 170 лет назад — 19 февраля 1853 года.

улица Зодчего Росси, дом 2А

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, открыт в 1921 году

В одном из красивейших архитектурных ансамблей Петербурга, созданном гениальным Карлом Росси специально для Дирекции императорских театров, расположен Театральный музей. Именно здесь в Год 200-летия классика можно полноценно погрузиться в «мир Островского».

Выставочный проект «Площадь Островского»

Константин, выставка называется «Площадь Островского» – это не только территориальная единица на карте Петербурга, где мы находимся, в Театральном музее в том числе, – что имеется ввиду под «площадь Островского»?

КОНСТАНТИН УЧИТЕЛЬ, куратор выставки, доктор искусствоведения:

Ну, конечно, это игра слов. С одной стороны мы говорим о площади, на которой находится первый русский театр — Александринский театр, а с другой стороны Островский — это какая-то колоссальная площадь, это огромный-огромный мир. В этом смысле, конечно. у нас есть Чехов, Пушкин, Грибоедов, Шварц, Булгаков, Володин, конечно, есть русская драматургия, но, тем не менее, Островский, конечно, в этом мире русского театра и русской драматургии занимает совершенно особое место, ведь Островский стал центральным драматургом для русского театрального авангарда, ведь Островского ставили и Мейерхольд, и Эйзенштейн, и Таиров. Нам кажется, что неожиданно, на самом деле — вполне естественно, там заложено очень многое. Более того, Островским быть может символист, когда к «Грозе» обращается Леош Яначек — великий чешский композитор, то обнаруживается, что Островский как будто предназначен для современной оперы. Это удивительная вещь, что каждое поколение в Островском находит что-то своё. Мы пытаемся воссоздать с одной стороны атмосферу какую- то купеческого дома — вот тут настоящие сундуки, гитара очень популярная в это время, и у Островского очень много музыки в пьесах, и не только русская песня, и цыганский романс, конечно.

Вообще, это очень интересно, что у вещей есть всякие легенды, но, конечно, здесь прежде всего нас интересуют разного рода эскизы удивительные, но здесь ещё и костюмы — и из коллекции Театрального музея, и из коллекции Александринского театра, здесь есть какие-то вещи, которые для людей в музее очень-очень важны. Вот, например, есть фотография, где великая актриса Александринского театра Тиме в роли Негиной в «Талантах и поклонниках», вот это платье. Это подлинное платье. Вот эскиз художника, а вот, собственно, тот костюм, который сшит по этому эскизу, и вот такие вещи, которые никогда не выставляются, это эскизы мебели, это Борис Михайлович Кустодиев между прочим. Просто — какую мебель сделать, это 27-го года, для Вивьен, для Александрийского театра. И несколько удивительных работ — в частности вот это нереализованная «Снегурочка» Стеллецкого — это такие шедевры, вполне для Лувра. Ну и вот собственно площадь Островского в это окошко можно посмотреть и послушать фрагменты из «Снегурочки» Римского-Корсакова, и здесь есть фрагменты из «Кати Кабановой» из английской записи.

С одной стороны это, конечно, парадокс, с одной стороны Островский — москвич, мы понимаем, и там уместен памятник Островскому, у нас его нет, и я не уверен, что должен быть, но вот лучше памятник, который Островский себе поставил — это бесконечная привлекательность пространства его драматургии.

Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, основана в 1756 году

Итак, Островский это наш Шекспир, Мольер и Лопе де Вега вместе взятые! Хотя вселенная Островского простирается далеко за пределы театра – обо всём этом можно узнать на масштабном фестивале, который запустила Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека в коллаборации с разными культурными институциями не только на площади Островского. Фестиваль получил название «Наш Островский» и продлится он до конца апреля!