АНАСТАСИЯ ШАХОВА, корреспондент:

Прокатиться на уменьшенной копии немецкого трамвая 1911 года или детально рассмотреть модель Крымского моста можно на выставке «Железнодорожная модель». В этом году на ней представили более 400 работ.

Миниатюрные копии вокзалов и поездов. Среди экспонатов есть и модель первого российского паровоза Черепановых, на создание которой Ивана Козленко вдохновила история своих земляков с Урала.

ИВАН КОЗЛЕНКО, моделист (Челябинск):

Интересно то, что это были крепостные, и у них не было больших возможностей. Это моя первая модель. Самое сложное было изготовить колёса, их надо было отлить и выточить, чтобы они были одинаковые. Я собрал сам печь, сложил все из кирпича. Для повышения температуры воздух нагонял старым феном.

Собрать миниатюру Ивану удалось буквально за неделю. А над этим макетом моделисты из Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Москвы трудились почти три года. Состоит он из 45 модулей, которые образуют единое железнодорожное полотно. Это самый масштабный проект на выставке.

ОЛЕГ СЕРГЕЕВ, преподаватель железнодорожного моделизма Московской детской железной дороги:

Какие-то сложные станционные, напичканные электроникой, со стрелочными приводами, они могут строиться и полгода, и год. Некоторые модули простой конструкции они могут построены и за пол месяца и за месяц. Причём каждый раз приезжая с выставки, мы принимаем категорическое решение — больше новых модулей не делать. Но после этого у кого-то появляется вдохновение — нам это надо сделать — и появляется что-то новое

Есть станции выдуманные, а есть — воссозданные по реальным образцам. Так, станцию Хоста собирали 12 человек на протяжении полугода. В числе моделистов был и Александр Сергеев, стаж которого превышает 30 лет.

ОЛЕГ СЕРГЕЕВ, преподаватель железнодорожного моделизма Московской детской железной дороги:

Воспроизведено станционное оборудование. Здание вокзала соответствует прототипу, потому что специально готовились чертежи, резалась на лазерном принтере, потом склеивалась, окрашивалась. Точно было посчитано некоторое количество пальм.

Каждый модульный макет — это произведение искусства, и они практически никогда не повторяются.

ВЛАДИМИР МИТЕЛЕНКО, директор Центрального музея железнодорожного транспорта РФ:

Это колоссальный труд. В некоторых моделях до 200-300 предметов, которые исполняют под микроскопом. И ценность моделей ещё и в том, что они выполнены из тех материалов, которые действительно применены при строительстве настоящих локомотивов.

В этом году выставка проходит уже в 30-ый раз. Начиналось всё с небольшого зала, где выставлялись отдельные модели. В этом году работы заполнили большую часть пространства. Макеты настолько детализированы, что кажется, ещё немного, и жизнь в миниатюрах забурлит.