В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня наш эфир посвящен нидерландскому художнику-постимпрессионисту, чьи работы оказали большое влияние на живопись XX века, Винсенту Ван Гогу. Его юбилей отмечает весь мир. Как и почему наследие мастера до сих пор актуально?

Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это наследие художника, которое принадлежит всему миру. В Эрмитаже он висит во французской экспозиции, ведь именно во Франции он стал гениальным художником.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: На его счету больше 2 000 произведений. Что находится в Эрмитаже?

Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Мы относимся к тем музеям, которые могут гордиться своей коллекцией Ван Гога. У нас великолепное собрание, основу которого заложили русские собиратели братья Морозовы и Сергей Иванович Щукин.

Николай Растворцев, ведущий: Кто и как разглядел в нем гения?

Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Для того чтобы понять Ван Гога, должно было пройти несколько десятилетий. А во время жизни и работы никто не хотел покупать его картины даже за 10-20 франков.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Он пытался получить Академическое образование, но не сложилось. Что тогда помогло стать мастеру тем, кем он стал для потомков?

Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это огромная внутренняя сила, которая поражала всех и которая раздражала в нем. Потому что это был человек невероятно экспрессивный, и существовать рядом с ним, на этой волне было практически невозможно. И еще помощь брата. Брат фактически содержал его, давал возможность работать и присылал ему материалы в огромных количествах. Но общество его не услышало, не захотело воспринять. Отчасти из-за особенностей личности. А отчасти от того, что язык Ван Гога был очень непривычен и не воспринимался современниками. Это хороший пример того, что есть современное искусство. Это не тот, что лучше владеет пиаром, кто громче всех заявляет о себе, не тот, за кем стоят большие деньги. Современное искусство проходит несколько стадий отбора. Это принятие или неприятие современниками и близкими потомками. А вот потом начинается уже вот тот отсев, который делает истории и где никакие деньги и никакие силы не в состоянии совладать с процессом. Он уже идет сам по себе.