О театре кукол и его героях — репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Одна из замечательных дат, которую мы скоро будем отмечать, это 27 марта. День театра. В Санкт-Петербурге более ста театров и театральных коллективов, студий. В этот список включены именно те театральные коллективы, которые регулярно выпускают и используют сцену для театральных представлений. Поэтому для нас, для Петербурга, День театра можно назвать нашим профессиональным праздником. Но про театр расскажут многие, а вот про кукольный театр — расскажем мы. Тем более, повод есть очень актуальный. Их даже несколько. Смотрите. 12 марта — 125 лет со дня рождения первого в России профессионального режиссёра-кукольника Евгения Сергеевича Деммени, а 21 марта — Международный день кукольника. Столько поводов, чтобы ещё раз повторить за Шекспиром: весь мир — театр, а мы в нём — актёры. Но давайте подредактируем Шекспира и уточним. Да, весь мир — театр. Театр кукол. Иван Уваров расскажет, почему так истина Шекспира будет звучать точнее».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Что такое театр кукол за кулисами? Это руки, невероятная выдержка, конечно же, фантазия. В общем, совершенно другой, удивительный мир».

Взрослые люди. Ползают на коленях, словно дети. И играют в куклы. Вот как эту сцену видит зритель. А вот что в это время происходит за кулисами. Трое актеров, выражаясь языком кукольников, водят одного персонажа. Вот она — часть профессии артиста театра кукол. Зачастую оставаться в тени. За ширмой. За куклой. И все это ради того, чтобы тот мир, который они создают на сцене, был отражением нашего мира.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Ах, сколько раз здесь, на Моховой, абитуриенты слышали эту фразу — «Не прошел на драму. То есть на артиста драматического театра и кино. Попробуй поступить на куклы». И не захочешь уже никогда работать в драматическом театре. Ну, если, конечно, поступишь».

Еще два года назад. Они все мечтали о больших и малых подмостках серьезных драматических театров. А теперь второкурсники факультета театра кукол держат перпендикуляр. Так называется это упражнение.

Конечно, в учебном расписании у них есть и актерское мастерство, и сценическая речь, и все то, что изучают будущие драматические артисты. Но кукольник всегда мог больше, чем артист театра драмы. Потому что это стереотип. Мол, они всегда за ширмой.

Это Маргарита. Актриса Малого театра кукол. Готовится к спектаклю. «Преступление и наказание». По Достоевскому. И это развенчание еще одного мифа про театр кукол. Нет. Это театр не только для детей. Но и для взрослых. И в таких спектаклях возможно всё то, что было бы практически недостижимо в других видах театрального искусства. Здесь нет ни хрестоматийного топора, ни клишированных оценок и реакций. А есть образы и символы. Благодаря куклам.

1923 год. Петроград. Выпускник офицерских курсов Пажеского корпуса Евгений Деммени на Невском в магазине случайных вещей случайно покупает кукол-петрушек. И открывает для себя другой мир. Мир кукол. Выпускает первый спектакль, а затем становится первым в России профессиональным режиссером-кукольником. И открывает первый профессиональный театр кукол. Театр, который сегодня носит его имя.

Фаина Ивановна — ученица Деммени. И теперь — хранитель тех основ профессии и той школы, которую дал ей учитель. Вот, например, основа основ профессии кукольника. Кукла — смотрит не глазами — носом. А ещё  для выражения эмоций кукле не нужны глаза, рот, мимика — ей даже тело не нужно. Нужен кукловод. И мастерство, конечно. Актерское мастерство.

Казалось бы, всего одно движение. Но прямо на твоих глазах. Возникает новая жизнь. Новый мир. Да, можно говорить о том, что театр кукол — это сказки про репку или пряничный домик. Но нет. Эти люди каждый день доказывают: театр кукол — это больше, чем просто театр. Прав был Шекспир, когда сказал «Весь мир — театр». Но забыл добавить: «Театр кукол».