На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Ольга Старцева, заместитель директора Пермской государственной художественной галереи.

Михаил Спичка, ведущий: В этом году город миллионник Пермь празднует свое 300-летие. По случаю этого юбилея на берегах Волги в Нижнем Новгороде работает выставка «Пермские боги. Деревянная храмовая скульптура Прикамья». Объёмные изображения Иисуса и святых в первую очередь были характерны для католической церкви. А насколько эта традиция близка к православию?

Ольга Старцева, заместитель директора Пермской государственной художественной галереи: Как свидетельствуют документы и вся история православного искусства и церковного искусства в частности, это явление было достаточно широко распространено. Они были в разных регионах России, достаточно удаленных от столицы. Каждый раз это региональный феномен.   Прикамью очень повезло, что это хорошо сохранившаяся крупная региональная коллекция. Это порядка 500 памятников, которые происходят приблизительно с одной территории и относятся к одному периоду с конца XVII века до начала XX века. И никаких канонических запретов со стороны церкви и православия не было.

Дарина Шарова, ведущая: Какая скульптура самая древняя?

Ольга Старцева, заместитель директора Пермской государственной художественной галереи: Вся коллекция охватывает чуть больше 200 лет. И то, что представлено на выставке в Нижнем Новгороде,- это в основном XVIII век. Тут логичнее говорить о чертах архаики, а не о времени изготовления. Потому что это довольно расплывчатые рамки.

Михаил Спичка, ведущий: Существовал ли некий канон, согласно которому в храме располагались те или иные скульптуры?

Ольга Старцева, заместитель директора Пермской государственной художественной галереи: Прописанных правил не было. Но существовала традиция, которая связывалась с многовековой традицией храмового пространства вообще. Скульптуры сидящего Спаса в полный человеческий рост или рельефы с изображением Николая Чудотворца помещались в своих собственных мини-пространствах. Это были либо киоты, либо так называемые темницы. Они могли располагаться так же у северной стены или в углах. Строгих правил, которым бы все следовали неукоснительно, не было.