АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Величественный Невский проспект, безусловно, — главная часть парадного императорского Петербурга. И среди огромного количества дворцов вдоль всей перспективы дом у Зелёного моста привлекает самое большое внимание. Когда-то этот дворец принадлежал влиятельному графскому роду Строгановых. Я предлагаю полистать историю этой семьи, а заодно вспомнить историю самого дворца Строгановых.
Вот этот макет, то, что мы видим сегодня или не совсем?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Практически это мы сегодня и видим. За исключением того, что здесь не показан сад. Очень интересно видеть, что в конечном счёте появилось, потому что помимо Растрелли было ещё много архитекторов, и вообще здесь семь концепций. Шесть поколений и семь владельцев. И каждый из них хотел собственный дом. Первый Строганов приехал сюда в 1742 году со своим шестилетним сыном. Купил здесь два двухэтажных дома типовых с галереей и ещё один маленький дом вот здесь. То есть здесь уже три дома, которые включил в футляр Растрелли. Он использовал фундаменты, надстроил и сделал прекрасный фасад. И главное в этом фасаде — герб. Потому что Строгановы за 20 лет до этого в 1722 году получили титул барона. И это была такая социальная ракета. Не социальный лифт даже, а социальная ракета, потому что они из крестьян превратились сразу в баронов Российской империи. Это Пётр, это идея Петра — способных людей вливать в элиту. Александр Сергеевич был собиратель страстный картин, они уже здесь не помещались, и он пристраивает картинную галерею.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Это уже творчество Воронихина?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Да. Но фасад мы видим Садовникова. И Воронихин уже здесь начинает строить. Сначала две оси, как говорят в архитектуре, потом еще одну. И постепенно формируется вот этот южный корпус. Финальное решение — только 1842 года, архитектор Садовников. И Садовников одновременно вот этот фасад оформляет в духе Растрелли. И получается вроде бы вещь одномоментная, в духе Растрелли, но сочинённая за сто лет.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Я следующий юбилей этого года вспоминаю, наверное, для вас самый родной — 290 лет со дня рождения человека, без которого этого дворца бы не было.
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Ну, дворец-то был бы. Потому что отец приготовил его именно для него. Это была интересная идея — отправить учиться сына за границу, и одновременно приготовить ему стартап в виде дворца.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Мы оказались в Большом зале. Можно ли сказать, что это типичный образец барокко?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Не совсем. Растрелли не закончил свой проект. Потому что здесь нет двери. Есть три окна и две двери. Потому что между Строгановым, который был, видимо, крутого характера, и Растрелли произошёл какой-то конфликт. Как обычно, между архитектором и заказчиком. И двери нет.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
То есть Растрелли был отстранён от проекта?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Да, фактически, да. И заканчивал, скорее всего, Антонио Ринальди. Потому что вот эта часть, вот эти консоли и эта резьба, которая, как в Ораниенбауме, она принадлежит руке Ринальди. Основа этого зала растреллевская, мы можем говорить, что это единственный подлинный Растрелли, который сохранился в Петербурге, но с нюансами жизненными. И в этом как раз и есть прелесть дворца. Зал постоянно жил. И он был применим, учитывая вот этот плафон, который, если переводить на простой человеческий язык значит, что нужно просто хорошо учиться, пользоваться умом. Потому что в центре — Минерва.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Я не могу не спросить вас про этот зал.
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Да, фактически, да. И заканчивал, скорее всего, Антонио Ринальди. Потому что вот эта часть, вот эти консоли и эта рЭто очень важный зал, потому что мы сейчас в самом центре этого корпуса, анфилады. Над нами герб, под нами проезд. И этот зал не мог быть не нагружен особой программой. И эта программа была связана с тем, что здесь висело шесть картин Гюбера Робера, специально у него заказанные. И Строганов был спонсором, выражаясь современным языком, Гюбера Робера. Он его пропагандировал в России. Так вот, из этих шести картин одна была ключевой. Она изображала через арку собор Святого Петра в Риме. Она висит здесь с 1779 года, и человек мысленно готовит себя к тому, что построит собор. Казанский.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Казанский, который является репликой.
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Да, репликой самого замечательного архитектурного сооружения в мире. Котором подражают до сих пор. Она показывает уровень Строгановых. Если уж строить собор, то собор Святого Петра.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Где сегодня находятся эти картины?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Недалеко, в пятистах метрах. В Эрмитаже. В роскошном Белом зале, построенном для императрицы Марии Александровны, жены Александра II. И кстати, великолепно смотрятся там, потому что зал в два раза выше. Представьте, как они здесь смотрелись Это объявленная концепция. Этот зал у Строгановых назвался — Первый зал при входе в галерею, язык сломаешь. И задаётся тон не только тому, что будет во дворце, но и создаётся тон и идея так называемого Строгановского Петербурга, как я это называю, который включает в себя дворец, собор и строгановский сад.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Откуда Александр Сергеевич Строганов всему этому научился? Такое блестящее образование он получил? Или это по жизни с опытом, с путешествиями пришло?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Всё, что вы перечислили имеет значение: и путешествия, и блестящее образование в Женеве, которое он прошёл за два года вместо трёх. И он продолжал совершенствовать своё образование в этом направлении. Он провёл год в Италии в возрасте 19-20 лет. Со всеми встречался: с императорами, королями, с коллекционерами. Много читал.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Надо сказать, что для всей европейской аристократии, куда относилась и Россия, было положено что ли год провести в Италии.
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Гран-тур. Он включал не только Италию. Но и Францию, и Англию по возможности. Всё, что мы сейчас проходим называется кабинет — совокупность залов для разных коллекций. Мы сейчас находимся в Арабесковой галерее — очень модная штука, которая была практически в каждом европейском дворце. Это копия одного из коридоров Ватиканского дворца.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
А это самый известный зал Строгановского дворца: минералогический кабинет, библиотека. Можно ли утверждать, что это памятник гению Воронихина?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Отличный памятник, действительно. Это была его визитная карточка. Он примерно пять таких залов спроектировал. Пара из них сохранилась, но этот самый известный. Причём, это такая интерпретация Пантеона, римского знаменитого храма. Но заметьте, что он прямоугольный, потому что здесь круг не сделать. Но это не сразу ощущается.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Давайте напомним, что Воронихин, вообще, происходил из крепостных Строгановых. Но надо отдать должное Александру Сергеевичу, что он заметил талант вовремя. Или не совсем так?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Я нашёл реальных людей, Воронихиных в Пермском крае. И они вылитые Андрей Никифорович. И это доказывает, что это единый род. И это доказывает, что Строгановы не имели никаких днк-отношений к Воронихину. Просто гений. Гений уровня Ломоносова. Сам Александр Сергеевич гений. Потому что он внук крестьянина. Он же тоже крестьянин, который знал итальянский, русский, латынь, немецкий. А с чего вдруг? Просто он талант. И он талант, который всё придумал. Тут надо дополнить, что они проектировали всё вместе. Так вот, совершенно очевидно, что за Воронихиным стоит Александр Сергеевич, образованный человек, который ещё в Шляхетском корпусе чертил разные платы. И делал рисунки для Робера. Он сам — художественный гений. Но по понятиям 18 века он не должен был себя афишировать. Это не графское дело.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
А почему Строганов так интересовался горным делом?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Это часть кодекса аристократа. Это было модно. Дашкова, Разумовский — все соседи все имели минералы. Но никто не имел такого интерьера.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
В Строгановском дворце решалось ведь очень много судьбы русской культуры. Здесь же ведь возникла идея, что в России нужна публичная библиотека?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Да, это правда.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Здесь же обсуждалось Уложение Екатерины Второй…
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
И были выборы. Библиотека здесь обсуждалась ещё в 1766 году, при Екатерине был проект, в котором Строганов участвовал. И в конце концов он стал главным директором Императорской библиотеки.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Это очень важный момент — он был директором Императорской библиотеки и президентом Академии художеств.
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
И начальник ломки драгоценных камней.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Мы оказались в той самой уникальной картинной галерее, и она использовалась как учебный класс для студентов.
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
В общем, да. Но это нужно взять в кавычки. Они не сидели тут за партами. Они здесь копировали. Копирование было методом обучения. И, например, вот эта картина сделана Кипренским с Ван Дейка. Она прямо здесь сделана была. Сюда и вернулась. Портрет Рококса, антверпенского бургомистра, висит в Эрмитаже, а копия Кипренского здесь.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Екатерина II ценила Строганова?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
Похоже, что не особенно. Потому что был Потёмкин, был Орлов.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Ну, не как фаворита, а как человека…
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
А для неё, видимо, знак равенства был. А Строганов был таким утончённым интеллигентом, хлебосол, шутник, балагур. Переодевался, Екатерину, кстати, пародировал. Опасно. Но она однажды это использовала. Она не могла на каком-то приёме появиться, и она попросила Строганова, чтобы он её заменил. Да, есть такой случай. И всё это в совокупности приводило её к мысли, что это не деловой человек.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Дух Строганова здесь ощущаете?
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, заведующий Сектором изучения Строгановского дворца Государственного Русского музея, доктор исторических наук:
При том, что Александр Сергеевич прямо тут умер, в этом зале, в общем, здесь, мне кажется, здесь хорошая аура. Это ещё Бенуа придумал для этого зала определение — это душа Строгановского дворца. Действительно, душа именно здесь, где мы стоим. И мне кажется, эта душа в какой-то степени довольна, что это поддерживается как-то и улучшается дворец.