АННА СМИРНОВА, корреспондент:

От первых летательных аппаратов — бипланов, сделанных из ткани и дерева, до самых современных реактивных двигателей, способных поднять в воздух более 200 человек. На выставке, посвящённой столетию гражданской авиации России, можно увидеть, как стремительно развивалась эта отрасль. Расскажем об экспозиции все самое-самое интересное.

100 лет назад в 1923 был организован Совет по гражданской авиации, в этом же году состоялся первый регулярный рейс из Москвы в Нижний Новгород, а Ленинград многие годы оставался одним из передовых аэропортов в стране. Например, в 1971 досрочно выполнил пятилетку по воздушным перевозкам. Однако этот факт забылся, а документ неожиданно вернулся в родную воздушную гавань в этом году.

РОСТИСЛАВ ЧЕРНЫШЁВ, директор аэропорта Пулково:

Каким-то образом этот орден и грамота оказались у одного из бывших сотрудников. И в начале февраля она принесла нам документ и орден и попросила экспонировать. Для нас это не только историческая гордость, но и неожиданно приобретённый артефакт.

АННА СМИРНОВА, корреспондент:

Выставка расположилась прямо в здании аэропорта Пулково-2, который принимал рейсы вплоть до 2014 года. Прямо в зале выдачи багажа появилась взлётно-посадочная полоса.

Это первый экспозиционный проект в стране, действующий на территории закрытого аэропорта. Интерьеры дополнили специально выстроенные объекты, багажные ленты стали поставками под двигатели, информационные стойки превратились в медиа-инсталляции.

А зона разгрузки стала больше напоминать кабинет физики. Много формул и схем. Чтобы поднять самолёт весом более 70 тонн и более, нужно крыло. Именно оно создает подъёмную силу, которая напрямую зависит от скорости полёта, набрать нужные показатели позволяет уже двигатель.

24 мая 1950 самолёт «Гаккель-3» поднялся в воздух и преодолел расстояние в 200 метров. Это был один из первых полётов в России. Реплика воздушного судна выполнена максимально достоверно.

РОСТИСЛАВ ЧЕРНЫШЁВ, директор аэропорта Пулково:

Когда мы создавали копию, мы старались сделать её на 100 процентов соответствующей: двигатель хоть и сделан из пластика, но внешне выглядит , как оригинал. Если вы присмотритесь, то внутри стоит венский стул. Профессиональных сидений для авиаторов не существовало, и использовали мебель из домашнего обихода.

АННА СМИРНОВА, корреспондент:

В конце 50х-начале 60-х прошлого века гражданская авиация сильно изменилась с внедрением реактивных двигателей: самолеты стали летать выше и быстрее, пассажиропоток увеличился. Авиалайнеры стали даже героями фильмов. «Экипаж» невозможно представить без самого массового самолёта Ту-154, а «Мимино» – без сверхзвукового Ту-144.

В технической части можно увидеть мощные двигатели, приводившие железных птиц в движение. Такие моторы уже больше похожи на современные. Это — самый современный российский ПД-14. Его можно буквально разобрать на части. Виртуально, конечно же.

РОСТИСЛАВ ЧЕРНЫШЁВ, директор аэропорта Пулково:

Наведя телефон на куар-код, можно при помощи технологии дополненной реальности, посмотреть, как он устроен, из чего он состоит и прикоснуться к инженерной мысли.

Буквы-обозначения моделей самолётов — это сокращения от фамилий авиаторов и инженеров. В отдельном биографическом блоке 25 портретов — от отца русской авиации Николая Жуковского до Бориса Демченко, возглавлявшего Пулково в тяжёлые 90-е, среди этих лиц немало женщин.

РОСТИСЛАВ ЧЕРНЫШЁВ, директор аэропорта Пулково:

До революции пилотами были мужчины, а пилоты-женщины назывались авиатриссами и, позднее — пилотессами. Один из наших экспонатов — винт от самолёта У-2, и это тоже исторический факт — самое большое количество пилотов на этих самолётах в период Великой Отечественной войны были женщины, например Валентина Степановна Гризодубова — это первый Герой советского союза женщина, известный лётчик, лётчик -испытатель.

Именно она совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток длиной почти в 6,5 тысяч километров. Это всего один из рекордов отечественной авиации. На месте выставки впоследствии планируется открыть музей. Он станет первой постоянной экспозицией, открытой в здании аэропорта.