Павел Глазков:
С вами Павел Глазков. Весна набирает свои обороты. Вот и на тетеревином токовище появились следы женихов. А чтобы за ними понаблюдать, пойду построю специальный шалаш.
Ну всё — я в шалаше. Ещё темно. Жду наступления рассвета.
Всё произошло как я рассчитывал. На рассвете прилетела стая самцов. Они расселись на верхушках берез и стали кормиться почками. Всю зиму и в начале весны это излюбленное лакомство тетеревов. Ещё сидя на дереве, часть самцов начали чуффыкать — издавать свою брачную песню. Не закончив завтракать — в предвкушении брачного таинства — новоявленные женихи слетели на поле. Настоящие бои начнутся примерно через месяц, а пока: кто просто сидит на токовище, кто важно расхаживает по местам будущих турниров. А самые активные, скорее всего, взрослые и опытные — уже начинают первые тренировки: пытаются выяснять отношения. Инстинкт размножения у самцов сейчас пока лишь просыпается. Мы с вами стали свидетелями подготовки к току. Всё, на сегодня тренировка окончена. Пора подкрепиться.
Павел Глазков:
Слышите? Стучит. Я нахожусь в парке Политехнического института. И у меня над головой редкий для Петербурга дятел.
Нижняя часть спины у этого дятла — белоснежного окраса. Оттого он и называется: белоспинный. Это самец. Красную «шапочку» у белоспинного дятла имеют только самцы. А у самки «шапочка» — чёрного цвета. Это оседлые дятлы. При благоприятных условиях в одном месте они могут жить годами. В какой-то момент самец выдал призывную брачную «песнь» — барабанную дробь — и парк сразу наполнился весенним настроением. О чудо: из глубины парка нашему белоспинному барабанщику отозвалась самка. Значит, здесь живёт пара этих редких дятлов. С большой вероятностью, в конце весны у них можно ожидать пополнения. На территории Петербурга гнездится всего несколько десятков пар белоспинных дятлов, они занесены в Красную книгу нашего города.
Павел Глазков:
На Елагином острове поселилась даже уральская неясыть.
Другое её название — длиннохвостая неясыть. Нетрудно догадаться, что сова обладает действительно длинным хвостом, который сейчас скрыт в дупле. Впервые этот вид был описан на Урале, отсюда и одно из ее названий — уральская. Именно длиннохвостые неясыти чаще всего встречаются в Северной столице. Обычно они залетают к нам зимой в поисках пищи, а некоторые птицы круглый год живут в парках Петербурга, и даже продолжают у нас свой род.
Павел Глазков:
Ну а я и дальше буду внимательно следить за лесными новостями. Любите и берегите природу. С вами был Павел Глазков. Увидимся.