Выставка о русском балете в «Манеже». Четырёх тысяч квадратных метров экспозиционного пространства кажется мало. Нет такой площадки, которая бы вместила все постановки, каждое имя в балетной истории России. Но есть город, который и есть эта самая история — Петербург. Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Ещё немного исторических дат. 11 марта весь балетный мир будет отмечать день рождения великого Мариуса Петипа. В этом году Мариусу Ивановичу, основателю русской балетной школы, исполнилось бы 205 лет. С одной стороны, огромный срок. И в то же время — один миг, в течение которого так быстро наша русская балетная школа стала одним из выдающихся достижений всей мировой культуры. А фраза «В области балета мы впереди планеты всей» стала, как сейчас говорят, одним из главных мемов в эпоху СССР.

И на днях в «Манеже» открылась масштабная выставка, посвящённая русскому балету. Обязательно сходите. Это очень яркое зрелище, которое лишний раз доказывает, что балет — это больше, чем просто искусство, которое отражает нашу жизнь. Потому что балет — это и есть наша жизнь. Полина Ганичева подтвердит этот вполне очевидный для любого петербургского театрала тезис».

ВЫСТАВКА. GRAND BATTEMENT

Это параметры Анны Павловой. И её же модель юбки. У супруги Мариуса Петипа девицы Суровщиковой талия в корсете всего 44 сантиметра! Строго по меркам балерин создатели выставки восстановили их костюмы, чтобы показать эволюцию пачки.

ЕЛИЗАВЕТА ПАВЛЫЧЕВА, начальник выставочного отдела Центрального выставочного зала «Манеж», координатор выставки:

«В середине 19 века партнёр выполнял функцию переноски и поддержки. Мужчины не так уж много танцевали в то время, а женщины тоже в основном мимировали, а не исполняли сложные па. Поэтому пачка не мешала, и всё было так, как на пачке Анны Павловой».

Чем сложнее становились элементы, тем больше укорачивали и облегчали пачку. Со временем изгибы фигур становились скромнее. Танцовщицы «худели», а средний рост, наоборот, стал чуть больше. Анна Ялова объясняет: выставку назвали в честь первой балетной позиции, но дело не только в технике.

АННА ЯЛОВА, директор Центрального выставочного зала «Манеж»:

«Первая позиция — это основная позиция для танцовщиков в балете, и мы ещё хотели подчеркнуть значение балета для России. Это первая позиция, которую занимает Россия в мировом хореографическом искусстве».

Это положение — то, с чего танец начинается для любого ребёнка. Сначала учат правильно стоять, затем двигаться. И обязательно думать. И в этом особенность петербургской школы.

ШКОЛА. BATTEMENT TENDU

Это движение начинается от пальцев ног. Если на секунду перенести вес с мизинца на большой палец, ничего не выйдет. Чтобы удержать равновесие, ребёнок должен контролировать каждую мышцу. Некоторым детям балет «прописывает» врач, другие приходят к Илье Кузнецову, чтобы стать артистами. При многих переменных есть только одно общее для всех его учеников. И это не движение, а ощущение.

Рука у лица — это не часть образа артиста. Это профессиональная травма (шеи) — Илья этого не скрывает. И, несмотря на все диагнозы, продолжает служить балету уже как педагог: учит детей придумывать и рассказывать сказки без слов, а в каждом движении искать смысл.

ИСТОРИЯ. PAS DE CHAT

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот» — классический репертуар теперь уже любого театра был создан в Петербурге благодаря французу Мариусу (после переезда в Россию Ивановичу) Петипа. На родине к середине 19 века балет переживал упадок. Зато в петербургском театре сразу назначили жалование и даже не торопили с выходом на работу.

Балетмейстер Петипа оркестровал танцевальные ансамбли: он первым стал управлять солистами и кордебалетом как композитор оркестром. Каждая группа танцоров сообщала свою танцевальную фразу.

Когда на зарубежных сценах в моду вошел балет развлекающий, Петипа протестовал. В центре его постановок всегда был человек со сложным психологическим конфликтом. Поэтому каждый новый солист рассказывал свою новую, личную историю. Может поэтому в Петербурге до сих пор есть традиция ходить не на балет, а на артиста.

Галина Никольская впервые попала в театр студенткой, отвели одногруппники-ленинградцы.

ГАЛИНА НИКОЛЬСКАЯ, житель Санкт-Петербурга:

«Вот пришли тогда в Кировский театр на балет. Это такая красота! Этот волшебный мир просто нас захватил, потому что из такой весёлой студенческой жизни вдруг мы попали в царство сказочной, неземной красоты».

Теперь минимум раз в неделю Галина в театре. Видела все премьеры, но предпочитает классику. В случае с Петипа, можно сказать, «классику классик». Для мирового балета он то же, что Пушкин для литературы. Одинаково трогает и француза 19 века, и Галину Никольскую из Петербурга.

ЗА КУЛИСАМИ. PAS DE BOURREE

С балетного на русский переводит первая солистка Мариинского театра Мария Хорева. К вопросу о том, почему в танце важна каждая деталь: один взмах руки может означать признание в любви.

«Пахита». Партия главной героини — одна из самых сложных в истории балета. За 3 акта Мария Хорева теряет примерно 2 килограмма. Каждый сложный прыжок по энергетическим затратам — как полноценный приём пищи. Может быть, поэтому многие балерины на сцене так любят «умирать»? Просто невозможно сказать героине «не верю».

МАРИЯ ХОРЕВА, первая солистка Мариинского театра:

«На самом деле, это не смешно. Вот 3 акта — они требуют колоссальной подготовки. Это как марафон пробежать. То есть для этого нужно знать, что ты не сможешь просто так выйти на сцену в этом балете, если ты не будешь своё тело… Не введешь его в привычку к такой нагрузке».

Мария говорит это после 8-ми месяцев перерыва. Солистка отходила от травмы. Если на следующий день после выступления ничего не болит, значит, не работал. В большом балете нет здоровых танцовщиков. Как и нет тех, кто жалеет о своём выборе.

МАРИЯ ХОРЕВА, первая солистка Мариинского театра:

«Ничего не может быть для меня сильнее. Никакой фильм меня не заставит так переживать, так трястись, так плакать, как балетный спектакль, который сделан искренне. И мне хочется быть частью этого. Боль пройдёт. Боль не вечна. У нас не просто выход на сцену. У нас не просто встреча со зрителем. Я действительно верю в то, что балет — это возможность до людей донести что-то очень важное. И ради этого я действительно готова вытерпеть всё».

После съёмки Мария просит «Только не надо нас жалеть. Мы живём интереснее многих». В день нашей встречи она, например, несколько часов провела «в Египте» — это место действия очередного балета «Дочь фараона».

У русской школы есть множество констант (вечные позиции рук и ног, части экзерсиса, условные жесты), но главная из них — постоянная борьба, конфликт противоположностей в любой постановке. Мужского и женского, добра и зла. И в этой борьбе не может быть полумер. Если есть невозможная красота, то рядом с ней обязательно будет такая же боль.