Как новая субкультура меньше чем за неделю охватила всю страну? И чем сегодня на самом деле живёт молодёжь? Репортаж Натальи Медведевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь от небесных феноменов давайте перейдём к социальным. Я имею в виду этот уже несколько дней не утихающий резонанс вокруг группы «ЧВК Рёдан». Во многом этот резонанс раздут журналистами и соцсетями, но если сотни подростков бегают по торговым центрам, значит, для этого у них есть какая-то причина.
А какая это причина? Как она родилась? Или кто её искусственно породил? У группы «Алиса» есть в песне такая строчка: «И мы катимся вниз по наклонной с точки зрения высших сфер. Молодёжные группировки берут с нас дурной пример. Где здесь воспитательный фактор? Где вера в светлую даль?»
Действительно, а с кого сейчас эти так называемые «молодёжные группировки» берут пример? И почему последние события во многих торговых центрах российских городов лишний раз доказали актуальность вопроса, легко ли быть молодым? И каким молодым? И кто организовывает и объединяет молодых в какие-то группы и субкультуры? Наталья Медведева искала ответы на эти вопросы».
В конце февраля соцсети заполонили видео с массовыми драками и задержаниями в торговых центрах по всей стране. Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Барнаул».
В кадре «офники» — околофутбольные фанаты. Дерутся с подростками в кофтах с пауком и клетчатых штанах. Так мы узнали про новое молодежное течение – «ЧВК Рёдан». Это субкультура, вдохновлённая аниме «Hunter x Hunter», в переводе на русский — «Охотник и охотник», где действует одноименная группировка. А аббревиатура «ЧВК» в названии появилась благодаря интернет-магазину с тематическими вещами.
Молодежное течение родилось стихийно. И сейчас эксперты пытаются понять, откуда возникло движение «ЧВК Рёдан», почему именно сейчас. А главное — чем обусловлен общественный резонанс?
КОНСТАНТИН КАЛАЧЁВ, политолог, политтехнолог:
«Получив такую поддержку, естественно, эта идея укоренилась. Ленин говорил: идея, пораженная массами, становится реальной силой. Мне кажется, это искусственно созданный момент. Насколько долго это протянется, зависит от взрослых, которые свои собственные страхи и фобии, непонимание подростков раскрутили, продемонстрировали».
Меньше чем за две недели, о «Рёдане» узнала вся страна. И, говоря молодежным сленгом, это хайп. Его толчком, во многом, стали социальные сети и интернет. Мощнейший фактор, который смог направить десятки подростков. И дал очередной повод сказать «молодежь уже не та». Но ведь желание «быть особенным», бороться на свою правду, выделяться, свойственно юношам и девушкам каждого поколения.
С началом хрущёвской оттепели Невский проспект заполняют стиляги. Яркие, привлекающие внимание. Они аполитичны, циничны и выступают против норм советской морали. В эпоху антивоенных настроений появляются хиппи. Они ищут джинсы в американском стиле, слушают запрещенную музыку, жаждут свободы и бастуют государственной дисциплине. В 80-е, в период застоя, время панков с разноцветными ирокезами и металлистов в кожаных косухах и футболках с рок-группами. А в лихие 90-х, во время бандитских разборок, на улицы спальных районов выходят гопники в кепках-уточках и спортивных костюмах. В нулевые субкультуры появляются гораздо быстрее: одетые в черное готы, эмо с розовыми челками, винтажные хипстеры.
И это только некоторые молодежные течения. А сколько их было внегласных, внутригородских? Каждый ленинградец помнит, что такое «двор на двор» и каково это — идти «район на район».
ЕВГЕНИЙ ВЫШЕНКОВ, журналист:
«Я был в гаванской шпане. Мы дрались с проспектовыми, линейщиками. А когда на 9 мая салют, то мы объединялись и дрались с петроградскими. У них было то же самое. Сформулировать, что мы делали, очень трудно. Если бы тогда были социологи, они бы удивились. Но в действительности энергичному молодому человеку или девчонке нужно быть где-то».
В Ленинграде молодежь выходила на улицу. В Петербурге — собирается в торговых центрах. «ЧВК Рёдан» показал, насколько быстро в современном мире может появиться новое молодежное течение и как легко им управлять. И если не предложить молодежи альтернативный досуг, она так и продолжит смотреть сериалы, а после — собираться в торговых центрах и убегать от полиции.
Японские сериалы — аниме. У них миллионы поклонников по всему миру. Как детей, так и взрослых. Чтобы понять, в чем феномен аниме, идем в магазин комиксов. На витринах всё: от книг до кружек и игрушек с персонажами из различных вселенных. Аниме же создают по японским комиксам — манге. Она занимает весь стеллаж. Начинающему поклоннику жанра без помощи не обойтись.
Сюжеты культовых комиксов часто выходят со страниц книг в реальную жизнь. Настоящие фанаты создают костюмы любимых персонажей. Косплей — это не просто надеть доспехи и парик, это полное погружение в образ, своеобразный уход от реальности.
И всё-таки как, а, главное, чем сегодня заинтересовать подростков? Насущный вопрос в эпоху соцсетей и стремительного развития технологий.
БОГДАН ЗАСТАВНЫЙ, председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга:
«Давайте попробуем сделать так, чтобы все узнали о том, что в шаговой доступности функционирует колоссальная система молодежного образования, учреждения спорта. И везде есть бесплатные кружки, секции, возможность заниматься и реализовываться».
Шахматный клуб на Петроградской стороне. Вот так, за доской проводит каждые выходные Захар. В 15 лет у него разряд — кандидат в мастера спорта. И много друзей. Благодаря шахматам. Помимо Захара здесь еще 50 подростков.
По сути, шахматисты — это тоже своего рода молодежное течение со своими взглядами и правилами, которому для существования не нужен хайп. В отличие от современных субкультур. Мы пытаемся их изучить, принять или ограничить. Так было, есть и будет.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Дух протеста, желание быть не таким как все, побуждают молодёжь самовыражаться. У каждого поколения свой способ выделиться среди общей массы. В моем случае хочется сказать «верните мой 2007». Тогда была мода на эмо. Пришло время закрыть гештальт. Темные тени на глазах, розовые волосы, чёрная одежда, бледная кожа. Так я хотела выглядеть 15 лет назад».
Вот только, став старше, понимаешь, что быть «особенным» можно иначе. И счастье далеко не в цветных волосах. И уже завтра те, кто сегодня хочет выделиться через кофты с пауками и клетчатые штаны, заведут семью, возьмут ипотеку, купят холодильник, поставят аквариум с рыбками. И тихими вечерами, уложив детей, будут вспоминать, как в далеком 2023-м году они бегали по торговым центрам, восхищаясь тем, что про них рассказывают во всех новостях.