Феномен телевизионной башни Петербурга. Какую роль она сыграла в политической жизни страны, в культуре Ленинграда и в архитектуре города? Почему без этого уникального инженерного сооружения сложно представить как Ленинград, так и современный Петербург? Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Очень любопытная дата была на днях. 60 лет назад была введена в эксплуатацию знаменитая Ленинградская телевизионная башня. Тогда она стала в буквальном смысле одним из символов технического прогресса всего СССР. Тогда, кстати, это было самое высокое и при этом самое лёгкое сооружение в Европе. Высота 316 метров, вес 1263 тонны, что было на 4 метра выше и в 7 раз легче Эйфелевой башни. Кстати, по чертежам и лекалам Ленинградской телебашни в 70-х и 80-х годах было построено несколько передающих вышек в России и за рубежом. Ее конструкцию — простую, но в то же время ажурную, элегантную — разрабатывала группа специалистов, которой руководил Владимир Сергеевич Васильковский, потомственный архитектор и ленинградец. Как говорили о нём коллеги: «Он слышал музыку города, и никогда не фальшивил». В городе, который всегда очень ревностно относился к своей небесной линии и отвергал все проекты небоскребов, сложно было удачно «вписать» такого гиганта в сложившуюся аристократическую застройку Петроградской стороны. Васильковскому удалось. Получилось очень ленинградское сооружение.
Итак. Феномен телевизионной башни Петербурга. Какую роль этот феномен сыграл в политической жизни страны, в культуре Ленинграда и в архитектуре города? Почему без этого уникального инженерного сооружения сложно представить как Ленинград, так и современный Петербург? Тему продолжит Антон Цуман».
Вот кадры кинохроники начала 60-х, на которых запечатлен процесс установки и сварки лёгких ажурных конструкций с вакуумом внутри. Первый опыт постройки такого типа конструкций в СССР. Неслучайно уже тогда башня стала городской достопримечательностью и нашла даже отражение в кинематографе.
Главный герой фильма «Зайчик» стал свидетелем финального этапа не только архитектурного, но и технологического прорыва для всей страны. Для молодых инженеров-связистов Ленинграда престижнее работы было не найти. Неслучайно те, кто проработал там всю жизнь, с теплотой вспоминают о тех временах.
Заслуженный работник связи Владимир Батурин пришёл на работу в передающий центр сразу после окончания техникума. Прошёл путь от ночного дежурного инженера до начальника целого комплекса. Вспоминает: ленинградская телебашня всегда была на технологической передовой. Даже когда пальму первенства перехватило московское Останкино.
Со строительством башни начался очередной всплеск популярности телевидения в СССР. В то время её сигнал распространялся в радиусе 100 километров, в зоне проживания почти 6 миллионов человек. В те времена телевизионный приёмник окончательно перестал быть экзотикой и стал модой своего времени.
По волнам эфира телебашни Ленинград не только узнавал о важнейших событиях в истории страны, но и сам передавал на всю страну, новые идеи и смыслы. Пример — август 1991 года. По всем каналам транслируется «Лебединое озеро», вокруг телецентра на Чапыгина выставлены баррикады, а в эфире ЛенТВ — председатель Ленсовета Анатолий Собчак громит путчистов из ГКЧП. И не транслируй телебашня тогда голос Ленинграда на всю европейскую часть СССР, мы бы сейчас жили в совсем другой стране.
Ещё один пример — после того как в телеприёмниках зазвучали судьбоносные для СССР тезисы с 27 съезда КПСС, Ленинградское телевидение стало в авангарде этих перемен. Передачи Ленинграда буквально становились культовыми. В заставке одной из них — ожившая телебашня, гуляющая по городским улицам.
Режиссёр Андрей Базанов был одним из тех, кто делал «Поп-Антенну» в перестроечные годы. Вспоминает: тогда радио и телеантенны можно было назвать «окнами в мир», отсюда и название программы. И секрет успеха был в том, что впервые на экранах появлялись настоящие кумиры молодёжи того времени со своими взглядами на музыку и творчество.
Да, с тех пор телевидение сильно изменилось. Менялись технологии. Вместе с технологиями менялась и телебашня. Сегодня нам, привыкшим к огромному разнообразию различных телеканалов сложно поверить, что ещё лет 40 назад в Ленинграде были доступны всего 3 — даже не канала, а как их тогда называли — «программы». Да, со временем те частоты, которые раньше использовались для нужд обороны и спецсвязи освобождались, телеканалов становилось больше. Но одним из ключевых событий стал переход на цифровое вещание в 2019 году.
Простым поворотом тумблера закончилась эпоха аналогового вещания. Раньше было так: один канал с аналоговым сигналом занимал один диапазон частот. А благодаря переходу «на цифру» на том же диапазоне частот теперь размещаются до 11 каналов без потери качества картинки. Так называемый мультиплекс. И если 60 лет назад передающее оборудование могло занимать целый зал, сегодня это несколько шкафов-стоек.
Но что не изменилось в стенах передающего центра, так это профессионализм тех, кто позволяет волнам эфира не прерываться ни на секунду. В таких условиях порой приходилось работать специалистам 60х годов: снег, ветер, качка — постоянные спутники «антеннащиков» и сегодня. Да, минус. Но самый главный плюс — уникальный вид на город с высоты птичьего полёта. Даже после постройки Лахта-Центра башня остаётся в тройке самых высоких сооружений города.
А неспециалисту, обычному жителю петербурга, которому вход на этот стратегический объект закрыт остаётся лишь смотреть на башню со стороны. Благо её отлично видно в хорошую погоду из центра города. И вот вопрос — каждый петербуржец с детства знает, что у нашего города есть «небесная линия», так как сочетается она и 300-метровая телебашня?
Историк архитектуры Нина Петухова поясняет: каждая эпоха Петербурга оставляла городу свою архитектурную доминанту. 18 век — Петропавловский собор, 19 век, Спас на Крови. Телебашня — то, что оставил нам 20 век. Поэтому она — неотъемлемая часть историко-архитектурной ткани городских панорам.
И сегодня мы точно мы можем ответить на вопрос, а что же такое телебашня? За 60 лет она стала для нас и окном в мир, и технологическим прорывом, и культурным феноменом, и образом Ленинградского телевидения, и одним из символов города, без которых Петербург 21 века представить уже нельзя.