ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
«Апофеоз русской женщины», «натура глубокая, любящая, страстная», «милый идеал» – всё это о главной героине романа Пушкина «Евгений Онегин». Как возник образ Татьяны Лариной? Будем выяснять.
АЛЕКСАНДР ДУБРОВСКИЙ, научный сотрудник Рукописного отдела Института русской литературы РАН:
Вторая глава, она писалась в Одессе, и здесь должна была появиться героиня. Что с ней будет дальше, я думаю, сам Пушкин пока ещё себе смутно представлял. «Её сестра звалась… Наташа». Сначала было, первоначально Наташа. Но Пушкин его зачеркнул и сверху написал: «Татьяна». Татьяна — это имя не дворянское, ведь. Из 1000 смолянок, выпускниц Смольного института, приходилось, примерно, 10-11 девушек с именем Татьяна. То есть это очень редкое имя было. Но Пушкину хотелось показать в своём романе такую уездную барышню, не городскую, не столичную ни в коем случае. А вот Татьяну «русскую душою».
ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Главы романа выходили с перерывами. У читателей было время подумать, кто же вдохновил Пушкина на создание образа Татьяны. Версии были разные. Например, в Одессе Пушкин влюбился в графиню Елизавету Воронцову. Именно её портреты он рисует на полях строк, где появляется Татьяна.
НАТАЛЬЯ БЛИНОВА, сотрудник Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Вот в ней узнавали Елизавету Воронцову, Марию Волконскую, Екатерину Стройновскую. Наталья Дмитриевна Фонвизина была убеждена, что Пушкин Татьяну списал именно с неё. И была уверена настолько, что часто письма к друзьям уверенно подписывала именем: «Таня».
ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
А что именно было похожего в её судьбе и судьбе Татьяны?
НАТАЛЬЯ БЛИНОВА, сотрудник Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Только то, что она была замужем за генералом.
ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
В 1877 году Пётр Ильич Чайковский начинает писать оперу «Евгений Онегин». Удивительно, в это время события его жизни пересекаются с сюжетом романа — от будущей жены, он получает письмо с признанием. И первая сцена оперы, которую пишет композитор, — письмо Татьяны.
НАТАЛЬЯ ПАВЛОВА, оперная певица:
У него опера не про Онегина, а про Татьяну. Она очень сильная женщина, которая не похожа, может быть, на своих современников. Она, по сути, идёт чуть впереди своего времени в развитии своего мышления. Это такой актуальный образ женственности, этот образ про любовь. Она вот сама по себе — преданность, поэтому люди возвращаются к этому образу. Мне кажется, мужчина каждый хочет иметь рядом с собой женщину, которая просто обнимает его своею любовью. Это не про тогда, это про сейчас. Сейчас всё то же самое. Что мы, меньше испытываем сомнений, смятения и мыслей, прежде чем написать какое-то важное письмо, кому-то смс? Чувства и эмоции остались те же самые, как бы мы ни вуалировали их.
ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Именно благодаря пушкинской героине имя Татьяна стало популярным. И сегодня многие девушки, которые носят это имя, при знакомстве часто могут услышать: «Итак, она звалась Татьяной».