К загадкам ювелирного искусства. Казалось бы, что тут может быть загадочного: лучшие друзья девушек – бриллианты, и чем очевидней, тем лучше. Тем не менее, существует целая область украшений, не тех, что носят, а что украшают интерьер и исторически связаны с тонкой механикой, которой в прошлые века занимались ювелиры.

Мало того, в Стране восходящего солнца, славящейся загадочным подходом ко всему, есть отдельное понятие «каракури-нингё» – механическое устройство, созданное, чтобы обмануть, удивить и даже дразнить человека. Как правило, это декоративная фигурка с хитрым механизмом. Скажем, подставка под чай – ставишь чашку и фигурка подносит ее гостю на другом конце стола. Или человечек-шкатулка – всякий раз, как фокусник, открывает один из спрятанных в нем предметов.

Лучники, пускавшие стрелы, куклы-музыканты и каллиграфы. Дело даже не в старых механизмах, а в самой дразнящий загадке. Современный художник каракури Сатоши Томидзу делает для современных ювелиров жемчужинки, заключающие в себе галактики и звездные системы из опалов, крупинок настоящего золота и цветного стекла. Это уже глубинный смысл ювелирного дела: суть не в драгоценностях, а в том, чтобы удивить.

Перефразируя поэта: «Зачем мне жемчуг с золотом, зачем мне арт-нуво, мне кроме просвещения не нужно ничего». Вот и у нас познавательный рассказ – очередная «вещь с секретом» с выставки ювелирного искусства XVI–XXI веков в Эрмитаже.