Добиться успеха в выставочной жизни довольно просто. Как говорил еще первый директор центра Помпиду в Париже Понтюс Хюльтен – дело не в том, чтобы делать интересные выставки, а убедить аудиторию в том, что обычно происходящее в музее заслуживает интереса.

Другими словами, нужно, чтобы с одной стороны было впечатляюще, а с другой – авторитетно. С эмоциями и яркостью легче справляется современное искусство, с авторитетом – государственные музеи.

Мы понимаем, что искусство должно нас в чем-то провоцировать, а с другой стороны – такова уже традиция восприятия искусства в России, что нам требуется подтверждение его подлинности, что это не шутки ради. И с этой точки зрения новая коллаборация Русского музея и московского – одного из самых динамичных частных – музея Анатолия Зверева.

Выросший из коллекции его генерального директора Наталии Опалевой, он набирает авторитет, и сотрудничество с Русским музеем в этом смысле не переоценить. Что же касается концепций, то современное искусство тем и хорошо, что укладывается в любые рамки. Это ведь уже не первая гастроль – все тех же своих излюбленных авторов Музей Зверева представлял в прошлом году под названием «Лики, лица, морды». Отличная концепция, довольно очевидная, которую любой зритель способен разглядеть без посторонней помощи.

В этом же году же организаторы позволили себе уже некоторый снобизм. «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» требует некоторого движения ума и пояснений.