«Дисней» удалил все свои мультфильмы с российских онлайн-платформ. Компьютерные и мобильные игры перестали обновляться в России. Что предлагают взамен отечественные студии? Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И ещё из новостей этой недели. Тех новостей, которые отчасти изменят нашу жизнь. Итак, с первого марта из России уходят компании Disney, Fox и Marvel. Хотя они и заявили о своём уходе, их офисы продолжают работать.

Уходят и многие другие западные компании, которые производят мультфильмы, компьютерные игры и другой цифровой контент. Но самое удивительное то, что сейчас, по мнению многих экспертов, эта ситуация станет уникальным шансом для масштабного роста российского рынка мультипликации и игровых платформ. Этим надо только воспользоваться.

Сможем ли мы это сделать? И как уход западных компаний может повлиять на то, что интернет-пространство, где наши дети проводят очень много времени и откуда получают очень много привычек, правил, смыслов и моделей поведения, станет чище, добрее и ярче? Полина Ганичева изучала все особенности этого огромного рынка по созданию цифрового контента в Интернете, на экране и игровых платформах. И пришла к выводу, что Россия в этом плане сейчас переживает, в буквальном смысле, судьбоносный момент.

И не использовать его мы не имеем права. Ведь речь идёт, в первую очередь, о воспитании наших детей. И какими они будут, во много зависит о того, какие мультфильмы они будут смотреть, в какие компьютерные игры играть, и на какие каналы в интернете они будут подписываться и ставить свои, извините, лайки».

Эта история начинается с финальных титров. В главной роли компания «Дисней». Прощается с российским рынком. С 1 марта медиародукции с волшебным замком на заставке больше нет ни в одном отечественном онлайн-кинотеатре. Посмотреть не удастся не только 3D-картины последних лет, но и «Золушку» 49 года, «Белоснежку» 37-го, первого «Короля Льва» — всё, что «Дисней» снял. Вот результат выполнения двух простых операций: «удалить» и «отменить». Кадры, персонажей, смыслы.

В Петербурге заменить продукты «Диснея» не обещают. Задача другая. Она была до, останется и после введения санкций: могут исчезнуть популярные формы, но содержание должно быть всегда.

Рабочий день в анимационной студии «Мельница». У каждого художника на столе — зеркало. Ему, почти как в сказке, постоянно задают вопросы. Но не ради ответов, а чтобы увидеть, как работает мимика. После Иван Бабаев сверяется с «обкаткой» — личным делом персонажа. Каждый художник-аниматор знает: если этого не делать — обязательно нарисуешь себя.

Задача художника-аниматора Ивана Бабаева — разбить каждое сложное движение на фазы. Можно отлично знать физику и анатомию, но как должен, например, ходить на двух лапах волк — не научат ни в одном университете. Тогда мультипликатор идёт в зеркальную комнату и экспериментирует. Так и рождаются некоторые сцены любимого богатырского цикла.

На соседнем этаже Оксана Трифанова пытается оживить царя. Но планшета у неё нет. В этом кабинете работают только на кальке. Это одна из немногих студий, где её ещё используют. Причина только одна: сами художники-аниматоры не променяют её ни на один гаджет.

Богатыри, герои русских сказок, — все они заново рождаются в 2004 году, когда «Мельница» выпускает мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей». Рейтинги бьют рекорды западных 3D-историй с кучей спецэффектов. Номинант двух премий «Оскар» режиссёр Константин Бронзит объясняет, как это стало возможным.

И в истории мультипликации Петербурга — это персонажи, которых знает весь мир. Почтальон Михаила Цехановского вошёл в список шедевров анимации, история про ёжика и медвежонка Юрия Норштейна — любимый мультфильм одного из лучших режиссёров-аниматоров 21-го века Хаяо Миядзаки. Создатель «Азбуки петербуржца», нашего анимационного телевидения, Денис Кузьмин объясняет: потому что эти герои — абсолютное добро.

Да, этот смысл может быть выражен и через Бэтмена, и через Добрыню Никитича. Это две разных вселенных, одна из которых теперь очень далеко. Главное, чтобы в каждой истории, которую создают для детей, побеждало добро, а не спецэффекты.

На рынке детских игр — тоже отмена. Из России уходит легендарная аркада «Angry birds». Пример безобидной (по сравнению с множеством современных «стрелялок») истории.

Зато на мировой рынок выходит новая игра от российских разработчиков — «Atomic heart». На некоторых платформах она уже бьёт рекорды последней американской новинки о вселенной Гарри Поттера. Новая игра из России — ретрофутуристическая история о восстании роботов в СССР. Полное погружение — вот почему игра стала такой популярной, объясняет геймер Владислав Стасюк. В неё уже играют все, несмотря на ограничение 18+. Мат, убийства (пусть и роботов) — это уже тоже тренд. Общий. Без страны производства.

Парадокс: самые популярные блоги на видеохостингах взрослых — детские. До 40 миллионов подписчиков. И делают их тоже взрослые. Главное правило для детского блога: чем ярче, тем лучше. На первом месте — картинка. А смысл — на последнем. Такие ролики любят масштаб. Если новая игрушка, то не одна, а 100. Если челлендж, то на 24 часа. Пусть дети едят, смотрят и делают что хотят. Дети Анастасии Татарниковой уже доросли до такого контента.

Когда ограничивать время в телефоне или список сайтов стало невозможным, Анастасия Татарникова перестала бороться с интернетом и стала просто больше играть со своими детьми. Ставить с ними сказки, а не смотреть их на экране.

Части любимых героев и целых детских серий больше нет. Это реальность. И каждая такая отмена оставляет во вселенной ребёнка пробел, который обязательно чем-то заполнят. Либо родители, которые будут отбирать нужные смыслы, либо случайные алгоритмы интернета, где единственный показатель качества — число просмотров.