В Петербурге зарегистрированы новые случаи незаконных перепланировок в исторических домах. Как это остановить? И что делать, если ваш сосед начал такую перепланировку? Репортаж Натальи Медведевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И продолжим тему уникального наследия Петербурга. На днях Арбитражный суд в полном объёме удовлетворил исковые требования Комитета по государственному контролю и охране памятников по даче Месмахера, известной также как «Жёлтая дача».

Собственник памятника регионального значения, расположенного в посёлке Парголово, обязан в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по консервации здания, в том числе комплекс первоочередных противоаварийных мероприятий.

Напомню, что в апреле 2022 года КГИОП в ходе выездного обследования установил факт нарушения условий использования этого памятника, что может привести к его гибели. Здание построено в 1902 году по проекту архитектора Максимилиана Месмахера. Дача представляет собой редкий памятник деревянной архитектуры. Это единственная сохранившаяся практически без изменений дачная деревянная постройка архитектора Месмахера в России.

И, продолжая эту тему, давайте поговорим о незаконных перепланировках, которые часто делают собственники квартир в исторических зданиях. Ведь любая перепланировка, даже установка простой перегородки из гипсокартона или оборудование дополнительного санузла, имеет определённый регламент и должна быть согласована с межведомственной комиссией при администрации того района города, в котором располагается помещение. В противном случае, может случиться страшное, когда на тебя вдруг рушится потолок или под тобой проваливается пол. И всё чаще в Петербурге регистрируются новые случаи незаконных перепланировок в исторических домах. Как остановить это беззаконие? И что делать, если ваш сосед начал такую перепланировку? Наталья Медведева расскажет об этом подробно и даст соответствующую инструкцию».

Улица Почтамтская, доходный дом Китнера. Памятник истории и культуры регионального значения 19-го века. Месяц назад здесь, в одной из квартир, обрушился потолок. По одной из версий, потолок обрушился из-за поражения деревянной балки жуками. Однако хозяева квартиры винят в случившемся управляющую компанию. После ремонта 15-летней давности коммунальщики взвалили на старые, ветхие перегородки тонны строительного мусора.

Находиться в комнате небезопасно — остальные балки могут переломиться в любой момент. Кто именно виноват в обрушении, сейчас разбирается Следственный комитет. Заведено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ».

Из старинных домов-памятников состоит хрупкая ткань петербургской застройки. Если ей не дорожить, она может разрушиться где угодно и когда угодно. А, значит, любой, кто живет в старом фонде, может увидеть такую картину не только по телевизору, но и у себя в квартире.

Каменоостровский проспект, дом 57. На фасаде уже шесть лет строительный маячок. Здесь в 2017-м частично рухнула несущая колонна, по дому пошла трещина. Виной тому — перепланировка. Несогласованная, то есть незаконная.

Петроградский районный суд признал виновным местного жителя Александра Свиридова, который и затеял перепланировку. Ему выписали штраф 56 миллионов рублей за ремонт перекрытий. Однако сумму он так и не выплатил, а уголовное дело прекратили. Перепланировка осталась безнаказанной. Если не предпринять меры, на старинных домах так и будут появляться новые строительные маячки.

И сколько таких историй, когда из-за одного человека страдает целый дом. Петроградская сторона. Дом с башнями, или доходный дом Розенштейна. В нем располагается театр «Русская антреприза» Андрея Миронова. И до недавнего времени десяток коммуналок. Несколько лет назад их стали выкупать и перестраивать. Над одной из них уже два года живет Владимир. Его соседи снизу снесли все стены в своей квартире, превратив её в футбольное поле. Площадь хотели поделить на 11 студий по 30 метров.

Сейчас работы остановлены. Администрация Петроградского района поручила собственнику вернуть всё в исходное положение. В противном случае, ему придётся ответить перед судом.

Очередной пример самовольных работ — тоже на Большом проспекте Петроградской стороны. Отходим двести метров от Дома Розенштейна. Здесь на первом этаже оборудовали магазин. Владельцы сделали несогласованную стяжку полов, чтобы укрепить помещение.

На наших глазах старинные дома становятся чьим-то бизнес-планом. В интернете десятки «выгодных» предложений. Цены на квартиры-студии от трех миллионов рублей. Чем больше метраж, тем больше и цена. В одну из таких квартир, в доме конца 19-го века на канале Грибоедова, идем как потенциальные покупатели. Снимаем видео на телефон. Внутри снесены все перегородки. По словам риэлтора, это большой плюс, ведь в этой квартире можно сделать любую планировку.

Это значит, что любая несогласованная перепланировка может навредить зданию. А в худшем случае — привести к его разрушению.

Адмиралтейский район. Улица Декабристов. Дом Жако. Здесь живет Наталия. Третий год она борется с соседями снизу. Они перестроили квартиру под мини-отель. Со всеми удобствами. Пять санузлов вместо одного наносят урон прочности всего здания. Цель этой перепланировки — коммерческая выгода. Вот так дом-памятник архитектуры обесценивается и становится местом общего пользования. После звонков и обращений в разные инстанции, ситуацию под контроль взял комитет по охране памятников.

Жить в центре города в историческом доме — значит, брать на себя ответственность за его сохранность. И собственникам, которые хотят перестроить квартиру, и соседям, которые могут остановить перепланировку.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Итак, если вы стали свидетелем перепланировки, во-первых, необходимо поговорить с соседом, в квартире которого, по вашему мнению, идет незаконный ремонт. И попросить его предоставить необходимые документы, разрешающие работы. Если он не идет навстречу, то обратиться в управляющую компанию. Это второй пункт. Специалисты должны проверить и зафиксировать нарушения. Но если этого не произойдет, то, в-третьих, надо написать в жилищную инспекцию, предоставив факты незаконной перепланировки. Запрос рассмотрят в течение 30-ти суток. И если вас не устраивает ответ, или вы вообще его не получили, то, в-четверых, необходимо обратиться в прокуратуру. Там уже примут меры. Если незаконная перепланировка подтвердится, собственнику квартиры выпишут штраф — в зависимости от статуса дома».

Уплата штрафа не отменяет необходимости восстановить все утраченные элементы. Да, дома-памятники охраняются не только снаружи, но и внутри. Поэтому любая причина обрушения — будь то несвоевременный капремонт или неудачная перепланировка — может стоить дороже любых строительных материалов.