Тема тарифов, платёжных квитанций и цифр в них актуальна каждый раз, когда мы получаем платёжку на руки. И каждый раз задаём себе вопрос: как и, главное, за что мы платим именно эту указанную сумму? И можно ли уменьшить цифры в наших квитанциях? Ответ искал Антон Цуман.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Итак, закончилась зима. Значит, скоро закончится и отопительный сезон. И это хороший повод подумать над вопросом: а за что мы платим? Вот, например, платёжка, которую нам в редакцию принёс один из наших зрителей. Он живёт в доме в Адмиралтейском районе. И вот его месячный платёж за отопление. Тут есть ряд особенностей. Его дом находится на так называемой сцепке. Это изобретение ещё советской коммунальной эпохи. И платят жильцы этого дома не по счётчикам, а по нормативам. Так вот, за один зимний месяц эта плата за отопление при стечении всех обстоятельств и характеристик этого дома на сцепке, где нет отдельного счётчика и прочего, составила 9 тысяч 5 рублей 9 копеек

9 тысяч рублей в месяц за отопление. Как такое возможно? Куда расходуются эти деньги? Что мы можем требовать за такие суммы от управляющих компаний? И как научиться даже в этой ситуации находить возможности экономить? Антон Цуман продолжит тему».

ОТОПЛЕНИЕ

В комитете по тарифам Санкт-Петербурга поясняют. В тарифе на тепловую энергию заложено сразу несколько составляющих. Самые объёмные — топливо, в Петербурге это природный газ, оплата труда и инвестиционная составляющая, куда входят ремонт и содержание 9 тысяч километров тепломагистралей Санкт-Петербурга. За 1 ГКал, то есть для того чтобы нагреть 1000 тонн теплоносителя на 1 градус по Цельсию, мы, согласно распоряжению правительства города, платим 2111 рублей 40 копеек.

Но тепло, которое производят теплогенерирующие компании нужно ещё довести до конкретной квартиры. А затем — правильно посчитать. Для чего и служит специальное помещение с аббревиатурой ИТП —  индивидуальный тепловой пункт.

В этой зоне ответственности и приборы учёта потреблённого домом тепла. Один замеряет температуру теплоносителя на входе, другой — на выходе. Третий фиксирует, сколько тепла ушло в систему горячего водоснабжения. На основе этих данных общее количество тепла делится на количество квадратных метров дома и умножается на площадь жилого помещения. И так по каждой квартире.

Ещё 20 лет назад единственным регулятором температуры в домовых сетях был вот такой вентиль задвижки. В оттепель мастер должен был прийти в теплопункт и вручную уменьшить подачу тепла. В мороз – увеличить. Правило, которое далеко не всегда соблюдалось управляющими компаниями.

Теперь всё чаще эту работу выполняет автоматика. Система погодного регулирования, которая получает данные с установленного на улице температурного датчика и сама без помощи инженера регулирует подачу тепла. Стоимость — от 300 тысяч рублей, экономия в переходные сезоны, то есть осенью и весной, до 35%.

Но эта схема экономии работает лишь из расчёта один дом — один теплопункт. В советское время нередко на теплопункт одного дома заводили коммуникации сразу нескольких, из экономии. Получалась так называемая «сцепка». Рациональное для того времени решение с началом эпохи рынка в начале 90-х превратилось в проблему. Прибор учёта один на всех. И теплопотери одного дома оплачивают все участники сцепки.

Если в доме нет прибора учёта, для него предусмотрен расчёт «по нормативу». Исходя из параметров дома, которые отражены в распоряжении Комитета по тарифам, каждый квадратный метр каждого типа дома потребляет определённое количество тепла. Но придётся платить фиксированную сумму каждый месяц отопительного сезона. И за тёплый сентябрь и за холодный февраль.

А вот альтернатива теплогенерирующим компаниям, которая актуальна для новостроек. Индивидуальная котельная, которая заложена в проекте дома и которой для подачи тепла в дома нужны лишь вода и газ, который доставляется прямо к котлам. Да, такой способ теплоснабжения очень индивидуален и его невозможно применить к каждому дому Петербурга. Но по расчётам, отопление квадратного метра этого жилого дома обходится его жильцам втрое дешевле, чем в доме, который отапливается от большой ТЭЦ.

КАПРЕМОНТ

Всего в Санкт-Петербурге насчитывается свыше 23 тысяч многоквартирных домов, которые время от времени требуется ремонтировать. И если текущим ремонтом занимаются только управляющие компании, то капитальным ремонтом с 2014 года ведает региональный оператор — Фонд капитального ремонта. В зависимости от типа и года постройки дома, а также наличия лифта, меняется размер платы за капремонт. От 11 рублей за квадратный метр, например, в новостройке без лифта до 12 рублей в старом фонде с лифтом. Далее у этих денег два пути. Первый — в так называемый «общий котёл» фонда капремонта, из которого реализуется 2 типа программ: региональная и краткосрочная.

То, когда и в какие сроки будут выполнены работы по конкретному дому от жильцов не зависит. Отсюда и вопросы. Вот, например, типичный для Васильевского острова дом постройки начала прошлого века. Согласно его карточке на сайте фонда капитального ремонта, ещё в 2018 году здесь должны были отремонтировать фасады. Но судя по их состоянию, последний раз их штукатурили ещё до распада СССР. Мы задали этот вопрос представителям фонда и получили ответ — собранные средства преимущественно распределяются в пользу тех домов, которым ремонт требуется в первую очередь.

Для тех, кто не привык ждать, существует и другой вариант — аккумулировать собираемые согласно утверждённым тарифам средства не в «фондовой кубышке», а на специальном счёте дома.

Ленинский проспект, казалось бы типичная «панелька» 137й серии, которую из ряда близнецов выделяет «хозяйская рука». Председатель управляющей компании рассказывает: здесь привыкли считать и контролировать каждую копейку, вносимую за жильцами за жилищные и коммунальные услуги. Отсюда и тщательный подход не только в плане текущего ремонта — но и в плане капитального. Ещё с 2014 года решением общего собрания собственников здесь перешли на спецсчёт. На данный момент там накопилось 14 миллионов рублей.

То есть, если брать по минимальной ставке, до нужной суммы копить ещё лет пять в лучшем случае. Но в первую очередь здесь планируют заменить лифты. Что обойдётся в 53 миллиона рублей. Да, можно привлечь средства фонда капремонта, но и весь процесс ремонта будет контролировать он. Что для дома, где даже цвет этажей определяется в индивидуальном порядке, совсем неприемлемо. Поэтому, по словам председателя ЖСК, здесь будут справляться своими силами, пока цены на лифты не поднялись. Но, несмотря на все трудности, специальный счёт дома для жильцов скорее благо.

Вот и получается: есть два способа, как собирать деньги на капитальный ремонт. Либо всем городом на все дома, либо одним домом для себя. Но какой способ выберет конкретно ваш дом, решает общее собрание собственников.

ВЫВОЗ МУСОРА

С начала 2022 года Петербург начал осваивать новую схему обращения с отходами. За транспортировку, переработку и утилизацию вместо десятка разрозненных компаний стал отвечать единый «Невский экологический оператор».

Три основных компонента тарифа — транспортировка, обработка, и инвестиционная составляющая, в том числе за счёт которой будут расширяться мощности мусороперерабатывающих комплексов. Но на вопрос, почему плата взимается с квадратного метра, а не с количества проживающих, представители оператора поясняют — таково решение правительства города. Цель — поддержать семьи Петербурга, которые живут большим количеством на небольшой площади.

Но есть и другой способ расчёта — платить за вывоз мусора можно не по нормативу, а по факту. Другими словами, сколько мусора оказалось в вывозимом баке — за такой объём и заплатили.

Этот дом на Большеохтинском проспекте уже смог перейти на новую схему оплаты. Требований много, но основных три. Первое — наличие раздельного сбора. Отдельный контейнер для пластика. Второе — территория площадки по всем реестрам должна принадлежать дому. Третье — доступ на площадку должен быть только у жильцов дома. По словам главы ТСЖ, жильцы уже сократили затраты на вывоз мусора почти в три раза, но не факт, что такая схема подойдёт каждому домовладению.

Да, получаемая ежемесячная платёжка редко у кого вызывает положительные эмоции. Но это та цена, которую мы платим за то, чтобы наши дома вовремя ремонтировались, бесперебойно поступало тепло, вовремя вывозился мусор. Это обязанность. Но и наше право требовать от тех, кто получает эти деньги, исполнять свою работу качественно и в срок.