Впервые за последние три года мы опять готовимся к паломничеству туристов из Китая. Насколько к этому готов Петербург? И почему за это время русская и китайская культуры стали гораздо ближе друг к другу? Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«На днях после трёхлетнего перерыва в Санкт-Петербург прилетели первые туристы из Китая. Всё. Запреты, связанные с пандемией, сняты. И Петербург сейчас должен готовиться к масштабному паломничеству китайских туристов на берега Невы.

Опять будут открывать магазины с сувенирами из янтаря, чуфальни, Царское село тоже готовится, ведь именно там находится один из главных пунктов программы среднестатистического туриста из Китая — Янтарная комната. Эрмитаж, Петергоф — всё теперь будет наполняться звуками китайской речи. По мнению экспертов, туры в Россию будут особенно популярны в Китае, потому что после пандемии туристические путёвки подорожали во всём мире, а туры в Россию сохраняют относительную ценовую стабильность из-за наличия большого количества чартеров. И наша задача сейчас — воспользоваться этой ситуацией. Не повторять прошлых ошибок, когда существовала, по сути, параллельная система китайского турбизнеса в России: все платежи делались через мессенджеры или через счета китайских компаний, и весь огромный поток денег, который связан с китайскими туристами, проходил мимо нашего городского бюджета.

Сможем ли мы исправить эту ситуацию — скоро узнаем. А пока давайте встречать первые ласточки из Китая и попробуем понять, что изменилось в наших отношениях за эти три года, пока длилась пандемия коронавируса. Или, наоборот, ничего не изменилось? Иван Уваров продолжит тему».

Это Ли. В Пулково он встречает своего друга из Китая, который прилетел первым после трехлетнего ковидного перерыва рейсом Пекин — Петербург. Они все прилетели к нам либо работать, либо учиться. Первая туристическая группа китайцев в это же самое время приземлялась в Москве, а оттуда — уже к нам поездом. На масленицу.

Вот они — 30 путешественников из Гуанчжоу. Это 14-миллионный мегаполис на юге Китая. Смотрят, удивляются, восхищаются русским гостеприимством и русской культурой, с которой у нас, кажется, что-то есть общее.

Цзянхун. А если на русский манер — Женя. В честь Евгения Онегина. Так он себя сам называет. Единственный в Петербурге потомственный мастер по традиционной китайской живописи карамелью. Танхуа — так называется его ремесло. Если говорить по-русски, что делает Женя — это наши традиционные русские петушки. Получается талисман, к живому воплощению которого мы, прихватив с собой китайские петушки, и отправляется. Пока идем, разговорились. Кажется, за те пять лет в Петербурге Женя обрусел. Любимый художник — Шишкин. Писатель — Пушкин. А еще — он будущий искусствовед, заканчивает СПбГУ.

Казалось бы, что между нами может быть общего? Разные культуры, менталитет, образ жизни. Но вот Цзянхун, он же Женя, — его китайское ремесло и отчасти русская душа, которая любит русское искусство — ответ на этот вопрос.

Александр Сергеевич Пушкин — не только наше всё. Прошло 100 лет со дня гибели поэта, и в Шанхае открыли бронзовый бюст Пушкина. Лицо его, кстати, обращено в сторону России. В общем, Пушкин — он и в Китае Пушкин.

Она — Цзылинь. Он — Цзянлун. Татьяна и Онегин. Китайские студенты петербургской консерватории. Репетируют оперу Чайковского «Евгений Онегин». На русском языке. Ну, где еще увидишь и услышишь такое — китайцы поют классический русский репертуар. Где услышать? В Китае, например. Наши песни — они уже давно называют китайскими народными.

А под Новый год. По телевидению у них идет своя «Ирония судьбы». Фильм «Дорога домой», где главный герой тоже начинает свое новогоднее приключение в самолете. Поразительно, но даже мизансцены выстроены практически одинаково.

Вот такое удивительное переплетение и близость наших культур породило свои феномены в Петербурге. Например, гигантские исключительно китайские торговые центры. Или автомобили исключительно китайского производства на наших дорогах. Китайских товаров на нашем рынке скоро станет еще больше. А их качество будет лучше. Заполнение свободных ниш уже началось. Вот статистика: товарооборот Китая и России по итогам 2022 года достиг рекордных 190 млрд. долларов. А это, если сравнивать с 2021 годом, скачок на 29%. Китайский экспорт товаров в Россию вырос почти на 13%. Если в долларах, то это 76 миллиардов.

Ли наконец-то дождался своих друзей. И вот они отправляются в новую для них петербургскую жизнь. В город, в котором они совсем скоро почувствуют себя, если не дома, то как минимум в гостях у родственников. Потому что, как мы помним, между нами так много общего. И мы вновь и вновь говорим: «Добро пожаловать в Санкт-Петербург».