Ленинградская область, город Гатчина, проспект 25 Октября, дом 2. Комплекс зданий Гатчинского сиротского института, дата основания — 22 мая 1803 года

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11, открыта в 1960 году

Начало правления императора Александра II вошло в историю как эпоха Великих реформ, затронувших все сферы жизни российского общества. Система школьного образования, прежде всего, нуждалась в радикальных преобразованиях, поэтому «историческая потребность» вызвала блистательную фигуру Ушинского, чья реформаторская деятельность началась в знаменитом Гатчинском сиротском институте.

Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского, открыта в 1963 году

Современная Гатчинская гимназия имени К. Д. Ушинского — правопреемница Гатчинского сиротского института, основанного вдовствующей супругой Павла I императрицей Марией Фёдоровной ровно 220 лет назад. Здесь учились мальчики-сироты из дворянских семей, то есть воспитывали людей, верных «царю и Отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский поступил сюда на службу в 1854 году благодаря помощи тогдашнего директора Сиротского института Петра Голохвастова, с которым они вместе служили в знаменитом Демидовском лицее в Ярославле и откуда профессора Ушинского изгнали за вольнодумство. Став в 1855 году уже инспектором классов, Ушинский за короткое время в корне изменил институтские порядки, а свои взгляды на педагогику изложил в специальных программных статьях. Супруга Александра II — императрица Мария Александровна была настолько впечатлена деятельностью Ушинского, что поручила ему разработать методику воспитания наследника русского престола цесаревича Николая Александровича, а заодно поспособствовала переводу прогрессивного педагога в святая святых монархического образования – в Смольный институт благородных девиц.

Санкт-Петербург, Смольный проезд, дом 1.Здание Смольного института благородных девиц, архитектор – Дж. Кваренги, годы постройки: 1806 – 1808

В конце 1859 года Константина Ушинского перевели на должность инспектора классов в Смольный институт с целью его реорганизации. Первое в России женское учебное заведение было создано в 1764 году по воле молодой Екатерины II и при участии её секретаря, известного деятеля эпохи Просвещения Ивана Бецкого. За сто лет своего существования принципы обучения в институте близ Смольного монастыря, мягко говоря, устарели – этот атавизм Ушинский и был призван ликвидировать.

Государственный историко-мемориальный музей «Смольный», открыт в 1991 году

Учебная реформа, проведённая Ушинским за 3 года, стала настоящей революцией в системе народного просвещения. Он убрал сословное разделение, ввёл практику преподавание предметов на русском языке, воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей, а до этого они вели почти что монашеский образ жизни. Все эти нововведения, изменившие склад жизни Смольного, не соответствовали убеждениям одной очень влиятельной женщины – начальницы института Марии Павловны Леонтьевой. Она обвинила Ушинского в вольнодумстве, а институтский священник написал на него донос. Конфликт между ними привёл к публичным обвинениям друг друга в присутствии императрицы Марии Александровны. Инцидент дорого стоил обоим: у Ушинского усилилась чахотка, а у 70-летней Леонтьевой случился нервный срыв. В 1862 году педагог-реформатор подал в отставку и уехал за границу!

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, основан в 1797 году

Памятник К. Д. Ушинскому, авторы: В. В. Лишев, В. И. Яковлев, дата открытия – 30 июня 1961 года

Ушинский совершил очень плодотворное европейское путешествие, где он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир» — первые массовые российские учебники для начального обучения детей, по которым учились до Октябрьской революции. Кстати, на этом памятнике Ушинскому перед РГПУ имени Герцена, знаменитый педагог изображён в последний период своей жизни, когда он уже получил известность и признание.

Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Фёдоровны РГПУ им. А. И. Герцена

«Педагогика – первое и высшее из искусств» — эта знаменитая формула появилась в другом фундаментальном сочинении Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Книга была опубликована 155 лет назад и до сих пор не потеряла своей научной ценности — её изучают в каждом педагогическом вузе страны. Главной целью педагогики Ушинский считал воспитании нравственности. Обучение должно быть гуманным, без физического насилия. Оно должно развивать заложенные в ребёнке природные способности, а сам ребёнок – это результат воспитания трёх стихий: семьи, школы и социума. Как мы понимаем, идеи великого педагога так и не утратили своей актуальности!