ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК, корреспондент:
На следующий день после покушения на императора Александра II в 1866 году начали строить церковь в честь благоверных князей Бориса и Глеба, посчитав спасение государя промыслом божьим. Достроили и освятили храм спустя почти 13 лет. Там был приют для престарелых женщин. Священнослужители давали кров детям, сиротам, работягам. В первой половине ХХ века церковь закрыли. Здание использовали в качестве склада, а в 70-ых уже полуразрушенный остов без крыши снесли.
Некогда главную архитектурную доминанту Калашниковской, ныне Синопской набережной воссоздают с нуля. От храма осталась лишь небольшая часть фундамента, который до недавнего времени покоился под автомобильной парковкой.
АННА ХМЕЛЁВА, секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры:
Сейчас мы делаем археологические раскопки для того, чтобы более точно понимать качество фундамента, технологии строительства, точный его размер.
НИКОЛАЙ НОВОСЁЛОВ, сотрудник Научно-исследовательского центра «Актуальная археология»:
Здесь с внешней стороны должны быть остатки крыльца. Был парадный вход в храм с западной стороны.
Воссозданный храм лишь частично встанет на сохранившийся фрагмент фундамента оригинального здания.
АННА ХМЕЛЁВА, секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры:
Мы захватываем фундамент примерно процентов на 30. Потому что если бы мы воссоздавали точно в историческом месте, то пришлось бы перекапывать Синопскую набережную, полностью менять схему движения.
МИХАИЛ МАМОШИН, заслуженный архитектор России:
Дело в том, что на этом месте прошла набережная. И если мы посмотрим здесь, мы увидим набережную нашу, место храма, как он был и теперешнее.
Воссоздание храма будет проходить под руководством заслуженного архитектора России Михаила Мамошина. В его мастерской уже подготовили эскиз в масштабе, а так же видеовизуализацию, спроектированную на основе сохранившихся фотографий и чертежей.
МИХАИЛ МАМОШИН, заслуженный архитектор России:
Традиционный пятикупольный храм, симметричный, крестообразный, и ещё отличительной особенностью храма является его завершение, потому что это уникальный случай в нашей архитектуре, да и в мировой архитектуре, когда на купол поставлен шатёр. Кроме того, на храме есть скульптурные композиции, что тоже редко в архитектуре русского стиля, и на главном барабане поясные скульптуры апостолов.
Автор этих нетипичных решений — архитектор Михаил Щурупов. Одна из самых известных его работ — кафедральный собор в Токио.
Обустройство территории при Борисоглебской церкви — тоже входит в строительный план. По задумке архитектора там появится парковая зона и павильон.
МИХАИЛ МАМОШИН, заслуженный архитектор России:
Мы бы сделали здесь такое многофункциональное пространство, суть которого это может быть и выставочный зал и так далее вплоть до детских площадок там может появиться.
Таким образом в перспективе в Петербурге появится новое общественное пространство. Сроки окончания работ пока приблизительные. Ориентировочно — конец 2026 года. Пока ещё параллельно с археологической работой всё ещё корректируется генеральный строительный план.