Как повезло русскому балету, так не слишком-то повезло нашему изобразительному искусству. Представления о его прошлом веке – за исключением лет авангарда – сводятся к упрощенному реализму, отягощенному идеологией, ассоциации с лубочным национальным колоритом прошлых лет преследуют по сей день.
Эти же образы перекочевали «в головы» искусственных интеллектов. Развлечение наших дней – нейронная сеть Midjourney. Она так нарисовала российские города, что их персонификации – все тот же набор клише. Не то монахи, не то купцы, не шуба так мундир, и что-то полыхает, там вдали у реки. И все – национально хмурые.
Такой шлейф тянет за собой, казалось бы, совершенно новое искусство. Конечно же, новые взгляды должны возобладать среди художников и небывалые техники им предстоит осваивать.
В качестве примера точно невиданного – творчество художника Стива Хоуна. Он лепит облака из пены на самостоятельно сконструированном аппарате. С помощью шаблонов «выпекает» разные силуэты, а затем они устремляются в небо, создавая всякий раз новое высказывание. У техники есть название – «баблун». Что-то среднее между воздушными шарами и мыльными пузырями.