В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Наталья Козлова, заведующая отделом Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции клинописных памятников.

Ксения Бобрикова, ведущая: В главном музее страны теперь открыта постоянная экспозиция, посвященная древней письменности Ближнего и Среднего Востока. К какому веку относится самый древний экспонат, представленный на выставке?

Наталья Козлова, заведующая отделом Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции клинописных памятников: Самый древний экспонат — это маленькая глиняная табличка. Она относится к XXXII веку до новой эры. 

Василий Киров, ведущий: Как она сохранилась до наших дней?

Наталья Козлова, заведующая отделом Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции клинописных памятников: Глина — очень стойкий материал и за счет этого, много сохранилось текстов из Месопотамии. Потому как, когда случаются пожары, бумага и пергамент горят. А глина становится только крепче. 

Василий Киров, ведущий: Какое сообщение несет современникам эта табличка?

Наталья Козлова, заведующая отделом Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции клинописных памятников: Самые ранние тексты — клинописные. Это в основном хозяйственные и административные документы. А на этой маленькой табличке записано имя или должность человека, который отвечал за какие-то товары или продукты.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что такое клинописная надпись? Чем она наносилась?

Наталья Козлова, заведующая отделом Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции клинописных памятников: Название клинопись происходит от внешнего вида этих знаков. Писали по сырой глине тростниковыми палочками, треугольными в сечении. И это сечение оставляло характерный клинышек на глине. Отсюда и пошло название.

Василий Киров, ведущий: На выставке всего 300 экспонатов. Какие самые интересные?

Наталья Козлова, заведующая отделом Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции клинописных памятников: На экспозиции представлено более 300 памятников и не только клинописные тексты. Сама экспозиция посвящена разным письменностям древнего Ближнего и Среднего Востока. Там клинописные тексты из Месопотамии, Египетская иероглифика, памятники, написанные иероглифическим письмом и образцы других древних письменностей, которые были распространены в этом регионе. 

Василий Киров, ведущий: Место, где разместилась новая экспозиция, получила название «Залы памяти выдающегося коллекционера Николая Петровича Лихачева». Расскажите о нем?

Наталья Козлова, заведующая отделом Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции клинописных памятников: Эта галерея открылась в декабре 2022 года. Она воплощает мечты Николая Петровича, который очень хотел создать и создал Музей письменности. Он родился в 1862 году. Окончил Казанский университет, переехал в Санкт-Петербург и стал академиком. Основным интересом была Российская история. И одновременно коллекционировал самые разные памятники, от вавилонских древностей до русских. Его называли коллекционером сказочного размаха. Особенность Николая Петровича — он собирал клинописные тексты: египетские, Восточные, Западноевропейские и русские. Его собрание было действительно уникальным для России. Его музей изначально был частной коллекцией, располагавшейся в его доме на Петрозаводской улице. После революции, в 1925, году эту коллекцию превратили в музей. А потом он назывался Институт книги, документа и письма. Первые годы Лихачев был назначен директором до 1930 года. Он был убежденным монархистом, и в 1930 году его арестовали по академическому делу и сослали в Астрахань. В 1933 году он вернулся в Ленинград. К этому времени коллекция была перемещена в здание библиотеки Академии наук. Был нарушен первоначальный порядок, созданный Лихачевым. Он имел доступ к коллекции, но собственностью его она уже не являлась. В 1936 году Николай Петрович скончался после тяжелой болезни. А коллекция в значительной части была передана в Эрмитаж.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как Николаю Петровичу удалось собрать такую коллекцию?

Наталья Козлова, заведующая отделом Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции клинописных памятников: Лихачев почти каждый год ездил в Париж и другие европейские города, и основная часть коллекции приобретена у парижских антикваров.