В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Кахивова, прокурор Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Санкт-Петербурга.
Николай Растворцев, ведущий: Известна фраза — уговор дороже денег. А вот про договор поговорки и пословицы нам на ум не приходят.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Насколько защищены, по вашему мнению, трудовые права петербуржцев?
Анна Кахивова, прокурор Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры. Санкт-Петербурга: В Санкт-Петербурге более 300 000 работодателей с разной степенью ответственности перед работниками. Не каждый работник доволен работодателем, и не каждый работодатель осуществляет свою деятельность без ошибок. Поэтому бывают разные случаи. Если говорить о Санкт-Петербурге, то к нам в Прокуратуру обращаются работники компаний. Таких обращений достаточно много — более 4 000 рассмотрено нами в 2022 году. В 2021 году около 3 000. Чаще всего работники не согласны с тем, что осуществляют трудовую деятельность без заключения трудового договора и сопутствующие требования заявляют о невыплате заработной платы или установление травмы на производстве.
Николай Растворцев, ведущий: Сколько жалоб или обращений удовлетворяются?
Анна Кахивова, прокурор Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры. Санкт-Петербурга: По статистике удовлетворяемость таких обращений составляет 25%. Причины могут быть разные: недостаточная доказанность наличия трудовых правоотношений, работодатель самостоятельно к моменту обращения в Прокуратуру удовлетворил требования работника, нарушены сроки для рассмотрения трудового спора. Не все помнят о том, что сроки давности в данном случае сокращены — три месяца по общему правилу и месяц в случае, если работник восстанавливается на работе с момента прекращения трудовых правоотношений. Если не выплачена заработная плата, то такой срок составляет 1 год. Если срок пропущен, то суд вправе рассмотреть вопрос о восстановлении данного срока. Суды исходят из того, обращался ли работник до момента прихода в суд ранее в органы Прокуратуры или Гострудинспекции или любые государственные органы, которые призваны защищать его права. Срок может быть восстановлен.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие моменты должны быть обязательно отражены в трудовом договоре?
Анна Кахивова, прокурор Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры. Санкт-Петербурга: Трудовой договор — это письменное соглашение между работодателем и работником. Следовательно, в нем должны быть указаны реквизиты организации, на них обращаем внимание. К обязательному условию трудового договора следует отнести место работы, вид трудовой деятельности, должность работника, размер заработной платы, вредность условия труда.
Николай Растворцев, ведущий: Есть ли шанс отстоять свои права у работника, который не заключил трудовой договор?
Анна Кахивова, прокурор Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры. Санкт-Петербурга: Прокурор досконально разбирается в каждой ситуации. Работник всегда находится в более уязвимом положении в сравнении с работодателем, и мы всегда стараемся помочь. Если договор не заключен или оформлен договор подряда, то прокурор вправе инициировать исковое заявление в суд в порядке статьи 45 ГПК о признании таких отношений, как трудовые. Признание таких отношений трудовыми достаточно сложный процесс. Он рассматривается судами и необходимо представлять доказательства (аудио-, видеозаписи, письменные свидетельские показания).
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Насколько работник защищен при оформлении договора подряда?
Анна Кахивова, прокурор Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры. Санкт-Петербурга: Мы поможем в любом случае. При договоре подряда работник считается исполнителем, его работа нацелена на результат. Результат его работ принимается заказчиком на основании акта приема-передачи, оценивается его качество. Работник должен понимать, что такой период работы не будет включен в трудовой стаж. Если договор подряда мы оцениваем и понимаем, что он является трудовым договором, то мы можем инициировать его признание трудовым договором. Либо работник может сам обратиться в Гострудинспекцию.