10 февраля — день памяти Александра Пушкина. 186 лет назад он получил смертельное ранение на Черной речке. Можно долго рассказывать о его гении, но каким он был его быт? Как поэт справлялся со своими переживаниями? Репортаж Наталии Бандуриной.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Переходим к ещё одной очень важной теме этой недели. День памяти Александра Сергеевича Пушкина. Мы каждый год затрагиваем эту тему и говорим о ней очень много. Говорим и о великом культурном наследии Пушкина, о причинах дуэли. Даже точное место дуэли в одном из наших эфиров мы показывали. Оно несколько отличается от того места, где установлен знаменитый и трагический обелиск на Чёрной речке. А сегодня давайте поговорим о том, а какой был Пушкин в повседневной жизни? В быту. Со своими привычками, слабостями, финансовыми возможностями. Пушкин был изысканен в одежде. А ведь, для справки, мужские шейные кисейные платки тогда предлагались по 4 рубля за штуку. Мужская косынка из шелка стоила 10 рублей. Галстук из цветного шелка на подгалстучнике из щетины — 12 рублей. Батистовая манишка — 25 рублей. Модная батистовая мужская рубашка стоила 50 рублей, рубашка из голландского полотна 40 рублей. За пару шелковых чулок платили 15 рублей. 50 рублей — рубашка! А ведь по тем временам на 50 рублей можно было купить рабочего полноценного коня. Конь стоимостью в одну рубашку. Бедный Пушкин.

Итак. Быть Пушкиным или быт Пушкина. Давайте изучим эти детали и особенности повседневной жизни Александра Пушкина. Тему продолжит Наталья Бандурина».

10 февраля 1837 года по новому стилю, 29 января по старому, не стало Александра Пушкина. На следующий день в газете «Русский инвалид» появилось извещение «На смерть поэта», цитата из которого потом станет знаменитой: «Солнце русской поэзии закатилось». И мало кто знает, что статья эта стала настоящим скандалом. Редактора вызвали к министру просвещения, который буквально кричал: «Помилуйте! Солнце русской поэзии, откуда столько чести!». Сегодня уже и никто не вспомнит фамилию того цензора. Зато Пушкин — это наше все!

Избитая фраза, и все-таки очень точная — он действительно будто среди нас до сих пор. Не забронзовевший в памятнике, а повсюду: дома, в школе и даже в телефоне. Если бы Пушкин сегодня вел свой телеграм-канал, имел бы миллионы подписчиков. Потому как писал, что думал, и ничто человеческое ему не было чуждо.

У нас холодно, грязно. Обедаем славно, я пью, как Лот содомский, и жалею, что не имею с собой ни одной дочки. 1823 год, 22 октября. 24 года.

Мы то, что мы едим. Если так, тогда Александр Сергеевич, конечно, сладкоежка. В лучшей в то время кондитерской Вольфа и Беранже на Невском он бывал едва ли не чаще, чем у себя в рабочем кабинете. Сегодня здесь подают его любимые яблоки, правда, не моченые, а запечённые. И пожарские котлеты по рецепту начала 19 века, которые тоже любил поэт. В ресторане, в любое время за поэтом значится столик, бокал всегда наполнен вином, крепленую мадеру любил он выпить с друзьями.

Как дворянин и отец семейства я должен блюсти свою честь и имя, которое оставлю своим детям. 1836 год, 5 февраля, 36 лет.

Как известно, свое честное имя защищали в ту пору на дуэлях. Александр Сергеевич, помимо пистолетов, дрался еще и на ринге. Английский бокс, которым занимался его кумир Байрон, тоже стал его любимым видом спорта. Так, по свидетельствам самого поэта, практиковал свои навыки он обычно с гусарами в «Красном кабачке», в трактире, который находился на 10-й версте Петергофской дороги.

Совсем другой Александр Сергеевич — не то, что на портрете в школьном классе Литературы. Получается, одинаково мастерски держал он и удар, и перо в руке. Нам с детства твердят о его гении, а когда узнаешь о Пушкине в быту, он как будто становится ближе. Вот воспоминания друга Пущина о жизни поэта в Михайловском: «Вся обстановка комнаток в Михайловского домика была очень скромна: в правой, в три окна, где был рабочий кабинет Александра Сергеевича, стояла самая простая деревянная сломанная  кровать. Вместо одной ножки под нее подставлено было полено».

«Во Пскове, вместо того, чтобы писать 7-ю главу «Онегина», я проигрываю в штос четвертую: не забавно». 1826 год, 1 декабря, 27 лет.

Заядлый картежник и азартный игрок. Пушкин по своим же воспоминаниям не мог остановиться. На самом деле, проще игры — если не сказать грубее —  трудно себе представить. Но именно в нее проигрывали целые состояния, крепостных, жен. В случае с Александром Сергеевичем — рукописи.

«Вот уже наступает новый год. Дай Бог, чтоб он был для нас счастливее, чем тот, который истекает». 1836 год, декабрь, 37 лет.

Как известно, следующий год не то что не будет счастливее — для Пушкина он станет последним. На этом диване проведет он последние часы своей жизни после роковой дуэли с Дантесом. На обивке даже остались капельки крови поэта. Под диктовку с его слов запишут о том, кому он остался должен. Благородство и честь были с Пушкиным до последней минуты. Он оказался должен извозчику, настройщику пианино, но при этом при жизни ни в чем себе не отказывал, вопреки некоторым исследователям, которые говорят, что Пушкин часто простужался, потому как экономил на теплом нижнем белье.

Неоплаченные счета, которые остались после смерти Александра Сергеевича. В день его кончины была куплена моченая морошка. Ее попросил Пушкин, умирая, и Наталья Николаевна кормила его с ложки.

Не стало гения, великого поэта — это ему установлены памятники по всему миру. Прежде всего, не стало человека с его страстями, переживаниями и мыслями. Это человека Пушкина хочется любить и разгадывать.