В здании фонда начата масштабная реставрация. Какое будущее ждет здание на Фонтанке? Как хранят и восстанавливают уникальные газеты за несколько веков истории нашей страны? И почему газетный номер называют «застывшей эпохой»? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Продолжим исторические темы. Повод есть очень актуальный и интересный. Дело в том, что сейчас идёт реставрация газетного фонда Российской национальной библиотеки на набережной Фонтанки. Для справки: это хранилище самой большой коллекции газет в мире. Ничего подобного больше нигде нет. Для сохранения исторических документов необходим особый климат: перепад не более двух градусов в сутки и 5% относительной влажности. А ведь нужно было менять окна, убирать пыль, которая обязательно появляется во время ремонта, чинить кровлю, устанавливать специальное архивное оборудование и прочее. И это всё надо обязательно совместить с главной задачей — сохранить уникальный,   даже, точнее говоря, бесценный газетный фонд. Как с этой трудной и очень ответственной задачей справляются в Российской национальной библиотеке? Об этом — в репортаже Антона Цумана».

Один из открыточных видов Петербурга. Набережная Фонтанки по соседству с Шереметевским дворцом. Лишь строгая вывеска напоминает о том, что в стенах этого здания стиля классицизм за авторством архитектора Кваренги хранится летопись длиною в несколько веков истории нашей страны. Газетный фонд российской национальной библиотеки.

На языке специалистов это называется «фонд стеллажированный и заполненный». Замдиректора по библиотечной работе Станислав Голубцов рассказывает — настолько полного собрания газет регионов Российской Империи, СССР и России нигде больше в мире нет. Всего в здании на Фонтанке чуть меньше миллиона единиц хранения.

Таких кабинетов-фондохранилищ здесь десятки. Ещё со времён основателя библиотеки императора Александра I действует чёткий устав. Один экземпляр любой произведённой типографской продукции в стране направлялся в фонды. Правило это соблюдается и в наши дни. Поэтому пытливый исследователь благодаря им может узнать про каждый город России и о том, как в нём жили в 19-м, 20-м или начале 21 века.

Анонс на первой полосе, одна из главных новостей студенческой жизни начала нулевых. Открылся интернет-класс. Сегодня, когда интернет, по сути, часть нашей жизни событием это не назовёшь. Поэтому газеты прошлых лет становятся своего рода машиной времени.

Вот она прямая иллюстрация того, как текст газеты со временем превращается в контекст эпохи. Это сегодня помимо газет есть телевидение, подкасты, каналы, соцсети. А тогда газета была, по сути, единственным способом узнать, что творится в мире.  Прогноз погоды, курсы валют, хроника происшествий, репортажи. Или загадочная рубрика под названием «Смесь».

Изначально интерьеры занимал Екатерининский институт благородных девиц. После революции приют, затем военный госпиталь. И лишь в 50-е годы здание отвели под нужды Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, куда переехал не только газетный отдел, но и уникальный фонд нот и звукозаписей. Например, можно услышать, как оперные звёзды 50-х годов  20 века исполняли, например, Иоланту Чайковского.

Заведующая отделом Ирина Безуглая проводит для нас краткий обзор наиболее ценных единиц хранения — лишь некоторые эккземпляры из десятков тысяч. От сборника пластинок для «Виктролы» — аналога граммофона — до карманного сборника псалмов 16 века. Для историков мира музыки ценное свидетельство эпохи, когда даже запись нот не имела единого стандарта.

Но в последние годы начала всё чаще напоминать о себе застарелая проблема. Здание, восстановленное после блокады Ленинграда. Последний масштабный ремонт был на закате Советского Союза.  Сегодня на стенах можно буквально прочитать историю протечек, с которыми здесь борются ещё с 90х годов. Замдиректора по хозяйственной части Максим Иванов рассказывает: здесь, в помещении бывшей столовой, последствия протечек ощущаются сильнее всего. Минкульт в августе прошлого года выделил на реставрацию здания почти 400 миллионов рублей. Фронт работ большой — отреставрировать фасад, заделав все трещины, отремонтировать кровлю, а также заменить все окна в здании-памятнике.

Фонды Фонтанки, 36 по сути оказались заложниками ситуации. С одной стороны, срочная реставрация жизненно необходима. С другой стороны, перевозить нежный и хрупкий газетный фонд с места на место — очень опасно для его сохранности. Поэтому был выбран с точки зрения специалистов оптимальный вариант. На время ремонта фонды остаются в тех же помещениях. Но тщательно укрытыми и защищёнными от строительной пыли.

В руководстве библиотеки подчёркивают: эта процедура точное соответствие методике, разработанной в Федеральном центре консервации библиотечных фондов. И все те дни, которые фонды проведут в укрытии, за ними будет вестись строгий контроль. Благо сам центр находится в том же здании, буквально в соседнем крыле.

Один из предметов гордости центра. В точном соответствии технологиям 17 века здесь создают бумажные листы. Директор по особо ценным фондам Денис Цыпкин поясняет: это, по сути, модельные образцы для будущих исследований, которые проводятся в интересах не только РНБ, а библиотек всей страны.

По виду — фабричный станок, по факту — точное и правильное название этого устройства — реставрационно-отливная машина. Главный художник-реставратор Елена Лобова объясняет: это не имеющий аналогов в мире автоматизированный комплекс по восстановлению старинных документов, на которых время за века хранения оставило разрушительные следы.

Готовится особый, похожий на кисель состав — целлюлозная масса с тщательно подобранным цветовым оттенком, затем этот состав в смеси с водой заливается на предварительно подготовленные листы. Далее, как шутят специалисты, начинается волшебство. Волшебство реставрации.

Затем после тщательной сушки лист предстаёт почти в первозданном виде. Что называется, почувствуйте разницу. Главный принцип работы центра — одинаково трепетное отношение и к рукописным книгам эпохи средневековья, и к газетным листам 20-го века. Вот так, например, особо редкие или ветхие экземпляры проходят специальный процесс инкапсулирования.

Только ультразвук — никакой высокой температуры. С его помощью для газеты, по сути, шьют защитный костюм-конверт из полимерной плёнки. Теперь этот лист можно отправить на выставку или выдать на руки без опаски навредить хрупкой бумаге.

В отделе внешнего обслуживания тщательно обработанные газеты переводят в цифровой формат. В полном соответствии с современным принципом: нет в цифре — нет в жизни.

История фондов РНБ в здании на Фонтанке пока только начинает новую главу, имя которой реставрация — рассказывает директор Российской национальной библиотеки Владимир Гронский. Но уже есть возможность говорить о планах на будущее. Когда на Московском проспекте появится третья очередь комплекса РНБ, подразделения библиотеки переедут в новое здание.

А пока в здании по адресу набережная Фонтанки, 36 продолжает создаваться летопись истории нашей страны. Летопись, которая пополняется с каждым новым газетным номером или нотным сборником. Которую в этих стенах берегут, сохраняют и восстанавливают. К которой может, в буквальном смысле может, прикоснуться каждый. Достаточно только читательского билета.