Ксения Сотникова, корреспондент:

В своё время именно эта картина принесла Константину Маковскому звание профессора Академии Художеств. Её высоко оценил критик Владимир Стасов, отметив, что автору удалось представить в своей работе образ всего Петербурга. И это действительно так. Маковский изобразил сотни человек — представителей разных сословий — на масленичном гулянье. Рассмотреть их подробней можно будет после реставрации.

Так, из-под слоя потемневшего лака специалисты высвобождают истинные цвета полотна Константина Маковского. С каждым мазком по холсту желтизна отступает.

Ольга Клёнова, ведущий художник-реставратор Отдела станковой масляной живописи Государственного Русского музея:

Мы видим сказочный сиреневый цвет морозного неба, который нарисовал художник. Плёнка, которую мы снимаем — это смоляной лак. И как все смолы, он окисляется с возрастом. Стареет.

Возраст полотна «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» более 150-ти лет. В Русский музей картину привезли в 1897 году из Гатчинского дворца. С годами она не только потускнела. Этот разрыв реставрировали предположительно в Советское время, наложив заплатку с обратной стороны холста.

Марат Дашкин, заведующий Отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея:

Мы заделали прорыв современной методикой. И встык сняли с поверхности тыльной стороны заплатку. Свели нити авторского холста воедино. Обработали его современным реставрационным материалом — полимером. После этого на поверхность подвели реставрационный грунт. И вот этот метод дал нам возможность избавиться от каких-то поверхностных деформаций на месте прорыва.

Техническая реставрация позади. А как только слой лака станет тоньше, начнёт меняться не только цветовая палитра шедевра, но и живописное пространство полотна.

Ольга Клёнова, ведущий художник-реставратор Отдела станковой масляной живописи Государственного Русского музея:

Фасад Зимнего дворца обращённый на Дворцовую площадь. И, вот это, створ Миллионной улицы. Как он близко находится к Адмиралтейскому садику. Адмиралтейская площадь тогда называлась. И мы видим, что это пространство сокращено. Если уйдёт этот жёлтый фильтр — то появится снова эта глубина. Миллионная улица уйдёт туда, где она должна быть.

Масштабная реставрация затронула и обрамление картины — раму, в которой полотно привезли в Русский музей. Ещё в 2010 году из-за плохой сохранности её заменили на временную. И вот оригинал восстанавливают. Работа трудоёмкая. Специалисты восполняют утраты и придают целостность произведению декоративно-прикладного искусства.

Ирина Веснина, заведующая Отделом реставрации золочёной резьбы Государственного Русского музея:

Когда стали убирать загрязнения — мы увидели, что на многих участках по трещинам фрагменты в разном уровне. И помимо того, что свои фрагменты вклеены не совсем корректно — ещё были вставки, которые тоже сделаны из того же материала — клее-меловая мастика — но они не имели в своём составе покрытия, позолоты. То есть это явно поздние — Советского времени — просто покрытые бронзой элементы.

Обновлённое полотно Константина Маковского в родной отреставрированной раме вернут в залы Михайловского дворца — символично — к масленице. Петербург и горожане XIX века предстанут перед посетителями в том виде, в каком задумал автор, и в самых мельчайших деталях.