Лишь одну фразу добавила от себя режиссёр Людмила Манонина-Петрович, чтобы внести интригу. Всё остальное — оригинальный текст романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим» — не диалоги героев, а рассказы о них в третьем лице. Компания отдыхающих в санатории собирается по вечерам, чтобы разгадать всем известную историческую личность.
Спектакль по роману петербургского писателя поставили впервые. Право на воплощение идеи театр юных зрителей получил у дочери Даниила Гранина.
МАРИНА ЧЕРНЫШЁВА-ГРАНИНА, дочь Даниила Гранина:
Мне это интересно, неожиданно, я не обладаю никакими такими театральными талантами, поэтому представить любой текст мне всегда трудно в виде чего-то, поэтому это и поддерживает интерес.
СВЕТЛАНА ЛАВРЕЦОВА, директор Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева:
Практически 20 лет вечера проводил с Петров Великим великий наш петербуржец Даниил Гранин. И вот этот разговор, который уже обрёл определённую форму, мне кажется, режиссёрам даже ничего не нужно придумывать — снимайте кино, ставьте спектакли. Люди разных профессий собираются, высказывают свою точку зрения и рассуждают о Петре Великом.
Однако перед режиссёром стояла сложная задача — сократить материал и выделить главное. На всю работу ушло два месяца.
ЛЮДМИЛА МАНОНИНА-ПЕТРОВИЧ, режиссёр-постановщик:
Это было экстремально быстрое погружение и добыча той самой жемчужины, потому что сроки действительно были очень небольшие для такого романа. 500 страниц, замечательный роман, 30 страниц вошло в инсценировку и два часа сценического времени. То есть мы очень многое отбирали. Там не было ненужного. Поэтому каждый раз казалось, что и это нужно, и это нужно, но всё это стало объёмом роли для каждого и объёмом спектакля.
За два часа спектакля зритель несколько раз перемещается во времени — знакомится с Петром ребёнком, юношей и видит уже зрелого мужчину-императора.
АЛЕКСАНДР БОБРОВСКИЙ, исполнитель роли молодого Петра I:
Бесспорно, было сложно. Потому что, во-первых, хотелось привнести что-то свое и пойти по какому-то своему пути, чтобы выбиться немножко из стереотипов, но не без этого тоже, конечно, есть какие-то особенности, характерные Петру, которые я использую на сцене.
Я наблюдал, например, за великими людьми, не только за Петром, за современниками. Я смотрел интервью с бизнесменами, с президентами — как они себя ведут, как они разговаривают. И пытался понять, как они думают, в каких масштабах эти люди рассуждают. Пытался брать от них очень многое. То есть не только из прошлого искать Петра, но и в настоящем, чтобы перекликалось с современностью.
Прошлое и настоящее перекликается и в костюмах — Пётр в нарядах XVIII века, а его друг Меншиков одет, как многие пришедшие на премьеру зрители.
ЛЮДМИЛА МАНОНИНА-ПЕТРОВИЧ, режиссёр-постановщик:
Я думаю, что молодёжь будет узнавать себя, потому что первая любовь — она была у всех. То, каким был Пётр… кто-то поймёт, что он тоже может стать лидером, тоже может возглавить, тоже может повести за собой.