В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Мадина Атаева, декан факультета искусств Северо-Осетинского Государственного Университета имени К. Л. Хетагурова, автор и руководитель выставки.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сегодня в нашей еженедельной рубрике расскажем о выставке, открывшейся в стенах главного музея страны. Она посвящена 1100-летию крещения Алании. Около 500 древних экспонатов, которые были обнаружены на территории Осетии в разные годы, отправили в Эрмитаж 11 федеральных и региональных музеев. Почему такое масштабное мероприятие открыли в Санкт-Петербурге?

Мадина Атаева, декан факультета искусств Северо-Осетинского Государственного Университета имени К. Л. Хетагурова, автор и руководитель выставки: Более 150 лет изучается культура Алании, и в этом огромная роль Императорской Академии наук. Роль петербургских ученых в изучении истории культуры Алании очень велика. Особые духовные связи связывают Петербург с Осетией. Университет, из которого я приехала, имени Коста Леванович Хетагурова, нашего выдающегося поэта и публициста. Его имя тоже связано с Петербургом. Здесь установлена мемориальная доска. Он учился в Академии художеств, ходил по залам Эрмитажа. Ученые Эрмитажа разных поколений внесли огромный вклад в изучение Алании. Конечно, в том, что наш проект состоялся именно в Эрмитаже, велика роль Михаила Борисовича Пиотровского. Потому что Эрмитаж хранит коллекции Алании разного времени, и часть экспонатов Эрмитажа стала украшением нашей выставки.

Михаил Спичка, ведущий: Алания была крещена на 66 лет раньше, чем Русь. Какие самые древние ритуальные предметы христианства можно увидеть в этой экспозиции?

Мадина Атаева, декан факультета искусств Северо-Осетинского Государственного Университета имени К. Л. Хетагурова, автор и руководитель выставки: Эта экспозиция намного шире, чем христианский период истории Алании. Ведь самые ранние экспонаты, которые мы привезли, относятся ко второму веку нашей эры. Это Сармато-аланский период, уникальное погребение сарматской жрицы. Мы впервые представляем эту уникальную коллекцию Института археологии. И таких уникальных экспонатов на нашей выставке очень много. Целых четыре зала выставочных экспонатов.

Михаил Спичка, ведущий: Все экспонаты в прекрасном состоянии. Это результат тщательной реставрации или они так хорошо сохранились?

Мадина Атаева, декан факультета искусств Северо-Осетинского Государственного Университета имени К. Л. Хетагурова, автор и руководитель выставки: Мы готовили предметы к этой выставке. Нашей большой гордостью является то, что нам удалось в процессе подготовки проекта получить финансирование на реставрацию большинства предметов, которые представлены. Поэтому наш проект — это не только выставка, но и огромная научно — реставрационная и научно-просветительская работа. И с января Нового года начинается большая просветительская программа.

Ксения Бобрикова, ведущая: На выставке можно перенестись на тысячелетие назад и увидеть трехмерную мультимедийную реконструкцию городов и храмов. Благодаря чему стала возможна такая реконструкция Аланского царства?

Мадина Атаева, декан факультета искусств Северо-Осетинского Государственного Университета имени К. Л. Хетагурова, автор и руководитель выставки: Аланское царство существовало 12 веков. Алания принимает христианскую традицию от Византии. Существовала четыре века Аланская митрополия. На нашей выставке представлены свинцовые печати Аланского царя Григория. Судьба Аланского царства как христианской традиции очень сложная. Потому как Алания переживает крах своей государственности после разрушительных набегов монголов и Тимура, теряет свои равнинные территории. Сохраняя горные части, с 15-18 век формирует культуру Осетии. Материальную и духовную. Ту, которую мы знаем.

Михаил Спичка, ведущий: А когда появляется сам топоним Осетия?

Мадина Атаева, декан факультета искусств Северо-Осетинского Государственного Университета имени К. Л. Хетагурова, автор и руководитель выставки: Осетия возвращает себе свое исконное имя уже в период новой России. Мы называемся Республикой Северная Осетия — Алания. Мы попытались отразить этот сложный путь Алании в самых важных памятниках. Вы можете с помощью трехмерной композиции познакомиться с уникальным памятником — Нузальской церковью 14 века. Считается, что это погребальный храм последнего аланского царя Ос-Багатара, и внешне он выглядит как типичная горская склеповая архитектура. А когда попадаете внутрь, то обнаруживаете византийские фрески. Для аланской традиции было важно следовать этой христианской традиции.