В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Евгения Суббота, юрист, адвокат.

Ксения Бобрикова, ведущая: Путешествие, в том числе новогоднее, всегда сопряжено не только с приятным ожиданием будущего отдыха, но и со стрессом от возможных непредвиденных ситуаций. Например, задержка или отмена рейса, или овербукинг — отказ в регистрации, так как авиабилетов продано больше, чем посадочных мест в самолете. Что делать, если уже находишься в аэропорту, а рейс все время откладывают? Куда обратиться за помощью?

Евгения Суббота, юрист, адвокат: Для начала можно обратиться за помощью в авиакомпанию, в которой покупали билет. Потому что покупка билета — это заключение договора о перевозке, и, соответственно, если вам нужна какая-то компенсация, то нужно обращаться напрямую в авиакомпанию. Если задержка идет ненадолго, на пару часов, тогда пассажиру положены напитки. Если пассажиры с детьми до 7 лет, то им положен допуск в комнату матери и ребенка. Если задержка на 4 часа, то уже положено горячее питание. Бывает, что задержка на 6-8 часов, тогда уже идет речь о проживании в гостинице. Если задержка днем на 8 часов, тогда положен трансфер плюс проживание в гостинице.  

Ксения Бобрикова, ведущая: Иногда компании предлагают ваучер. Но путешественники говорят, что на него ничего не купить. Можно ли от него отказаться?

Евгения Суббота, юрист, адвокат: Тут речь идет о соглашении, о договоре. То есть нужно разговаривать, обращаться в свою компанию — звонить, объяснять ситуацию. Если рейс совсем отменят, тогда нужно брать справку в аэропорту о том, что рейс отменяется. Чтобы потом получить компенсацию, нужно все обязательно фиксировать.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как должна выглядеть эта справка?

Евгения Суббота, юрист, адвокат: Нужно такую справку просить прямо в аэропорту. Без справки потом доказать что-то будет невозможно.

Михаил Спичка, ведущий: Какая компенсация будет, если рейс совсем отменили?

Евгения Суббота, юрист, адвокат: Если его совсем отменили, тогда пассажир имеет право на 100% возврат стоимости билета. Даже в том случае, если эти билеты невозвратные. Потому что получается, что услуга не оказана. Если говорить о Российском законодательстве, то тогда положена компенсация морального вреда. Но только через суд. Авиакомпания может предложить в досудебном порядке ваучер на перелет в другое время либо перелет другим рейсом. 

Михаил Спичка, ведущий: Что делать, если человек опаздывает на стыковочные рейсы?

Евгения Суббота, юрист, адвокат: Тогда это уже возмещение убытков. Нужно будет все фиксировать, собирать справки.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сколько есть времени на выяснение претензий?

Евгения Суббота, юрист, адвокат: Время на подачу претензии к авиакомпании — 6 месяцев. Если вы купили новый билет, и потом хотите вернуть деньги за старый, тогда нужно сохранить билет, все чеки, взять справку об отмене рейса и в течение 6 месяцев можно подать претензию. Справку можно запросить позже, если сразу не взяли.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что делать, если с рейсом все нормально, но тебя не регистрируют?

Евгения Суббота, юрист, адвокат: Российским законодательством этот вопрос не урегулирован. Овербукинг предусмотрен только международным законодательством. Поэтому, если такая ситуация произошла в Европе, то будет полная компенсация либо предоставлено место в другом рейсе. Если происходит в России, то вам предложат какие-то более выгодные условия.