Пётр, «уздой железной Россию поднял на дыбы», чтобы страна, раскинувшаяся на одной шестой суши, могла похвастать не только своими мощью и величием, но и тонкостью вкуса — хоть в облике дворцов, выстроившихся вдоль Невы, хоть в столовых их обитателей.

ИРИНА САВЕРКИНА, заведующая отделом «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук:

Новые европейские интерьеры, новый этикет требовал и новой сервировки. Появляется и фарфоровая посуда, и фаянсовая. У Меншикова много серебряной посуды.

Пётр был все же скромнее в обиходе, чем первый губернатор Петербурга, но и его дом мог послужить примером для русской знати. Тем более, что дизайном своего жилья царь-реформатор занимался сам.

НАТАЛЬЯ ШТАРЁВА, хранитель музейных предметов «Дворца «Монплезир» ГМЗ «Петергоф»:

Петр Первый копировал рисунки паркетов. Для Монплезира собственноручно изобразил, какие бы здесь он хотел иметь паркеты. В форме «куба» в Морском кабинете, в буфетной – квадраты с диагоналями.

Кстати, стулья тоже вошли в обиход лишь при Петре Первом, на смену вековым лавкам и скамьям.

ИРИНА ПОДГОРНАЯ, экскурсовод Музея-макета «Петровская акватория»:

Стул был предметом роскоши. И даже люди, которые имели стул, брали с собой в карету на какие-то презентации, балы. Чтобы показать свою значимость, что у этого человека имеется стул.

Пристрастия Петра диктовали моду в дизайне дворцовых интерьеров. Во время своего первого Посольства, бывая в домах голландских бюргеров, молодой царь оценил красоту и практичность фаянсовых расписных плиток, защищавших стен от копоти. Но ему было мало украсить ими лишь очаги – приказал убрать кобальтовыми плитками полностью шесть комнат своего Зимнего дворца. Не успел – в отличие от князя Меншикова.

Пётр спешил строить новую страну, так что для его подданных часы в доме были уже не заморской диковинкой, а насущной необходимостью — не дай бог опоздать на верфь или ассамблею. И не случайно государственные дела царь-реформатор называл «кабинетными заботами».

АНДРЕЙ ТЕРЕНТЬЕВ, главный хранитель предметов Дворца Петра I в Стрельне ГМЗ «Петергоф»:

Кабинет, действительно, слово и наименование для рабочей комнаты появилось от таких образцов мебели, которые мы здесь представляем. Их два основных типа: вот образец с откидными крышками, за которыми можно было писать, работать…Был кабинет чисто для хранения ценных для хозяина вещей – это прообраз современного сейфа: многочисленные ящики, каждый из которых закрывался ключом, зачастую имели потайные ящики и делались только по индивидуальному заказу.

В эпоху Петра красота шла об руку с пользой. Шпалеры не только облагораживали быт, но и защищали от сквозняков. Но для Петра I даже шпалеры могли послужить прославлению страны. Правда, случился казус. Во Франции он заказал четыре масштабных полотна, посвященных важнейшим баталиям Северной войны. Восемь лет монарх ждал оплаченных им шпалер, но увидеть их ему так и не довелось. Стоит ли удивляться, что первый российский император спешил наладить свое производство – чтобы не зависеть ни от кого ни в обустройстве домов, ни в обустройстве страны…