Вот так на ощупь незрячие посетители Русского музея знакомятся с шедеврами изобразительного искусства. С помощью таких тактильных альбомов можно получить первое, но, порой, весьма условное представление о картине.

Олег Зинченко, участник инклюзивных программ Государственного Русского музея:

Вот сейчас я на это смотрю, по большому счёту, мне непонятно ничего. Но это не потому, что это плохо сделано, это хорошо сделано. Это непривычное для меня восприятие, я не могу сейчас синхронизировать.

Помочь в этом в музее решили, дополнив тактильные альбомы специальным аудиогидом. Он состоит из тифлокомментариев — пояснений к картинам, записанных спокойным и ровным голосом диктора.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи». На полотне изображён город за миг до полной гибели. Центр композиции является упавшая с колесницы молодая женщина с младенцем.

Лидия Шенберева, ведущий специалист отдела инклюзивных программ Государственного Русского музея:      

То есть тифлокомментарий должен присутствовать или в устном виде. То есть кто-то должен находиться рядом и тифлокомментировать или, как в нашем случае, он записан. Человек может прийти с каким-то сторонним сопровождающим. Это может быть не сотрудник музея. И включить тифлокомментарий и прослушать, и всё узнать.

Такие аудиоподсказки появились уже для 20 самых популярных картин Русского музея. Свои истории гостям готовы рассказать «Бурлаки на Волге», «Корабельная роща» и «Витязь на распутье».

Олег Зинченко, участник инклюзивных программ Государственного Русского музея:

Не надо, конечно, преувеличивать, как иногда не очень умные люди говорят, что тифлокомментарии дают незрячему возможность увидеть картину. Не даёт он возможности увидеть картину. Он даёт возможность хоть как-то её себе представить. Это разные вещи. Но сейчас я хотя бы могу сюда прийти, и Русский музей в смысле доступности движется, на мой взгляд, в нужном направлении.

Да, появление тифлокомментариев — отличный повод для незрячего человека посетить музей. Пройтись по просторным залам, вдохнуть воздух истории, оказаться в центре восхищённой толпы. Одним словом — прочувствовать искусство.