Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:

Входы в дом охраняют лица мифических существ – сатиров. Они же на деревянных филёнчатых дверях. Настоящая редкость для Петербурга. Флигель дома тоже затейливо украшен. Надпись гласит: «Domus propria Domus optima». ТИТР: «Свой дом — лучший». Построен в начале прошлого века в духе Ренессанса с элементами барокко. В 80-х здесь вечера коротали члены Ленинградского рок-клуба. Тогда же двор получил неформальное имя — Сен-Жермен. Это дом архитектора Пеля по адресу Литейный проспект, 46, где недавно, закончилась реставрация.

Если быть точнее, аварийно-восстановительные работы. В порядок привели 29 балконов, для которых изготовили 500 балясин.

Владимир Фролов, архитектурный критик:

Сейчас они чуть новее выглядят, чем другие детали этого дома, но со временем эта проблема уйдёт. А вот что касается областей, которые прилегают к этим новым элементам, к сожалению, некоторые недоделки совершенно очевидны. На себя обращают внимание не детали архитектуры, а детали инфраструктуры. Вот эти трубы, провода, ну, и некоторая обветшалость облицовки имеет место до сих пор.

Комплексная реставрация фасада ещё впереди. Ее проведут по программе «Наследие». Однако точных дат пока не сообщается. Разные архитекторы в разное время строили этот дом. Хоть он и носит имя Пеля, завораживающий петербуржцев декор — работа другого мастера, Александра Хренова, который активно трудился в начале 20 века.

Владимир Фролов, архитектурный критик:

Это архитектор эклектик. Второе название историзм. Соответственно специфика этого стиля заключалась в том, что нужно было опираться на какой-то исторический стиль более ранней эпохи. Вот эти дворовые фасады выполнены очень монументально. Действительно, это ренессанс. И судя по декору центральных порталов, уже приближение к барокко.

Само по себе дворовое благоустройство дома начала 20 века демонстрирует важный момент в истории архитектуры Петербурга. Он перестает быть только городом фасадов, и, можно сказать, затягивает горожан внутрь.

Владимир Фролов, архитектурный критик:

Это архитектор эклектик. Второе название историзм. Соответственно специфика этого стиля заключалась в том, чтТо, что мы сегодня называем благоустройство, это очень уже очень активно вводится архитекторами поздней эклектики и модерна. Тот фасад, который выходит на улицу, это должно было подчеркнуть большую скромность и сдержанность по отношению к городу. В том время как, когда мы заходим в такое, полу приватное пространство, мы можем наблюдать большую роскошь.

Зная это, уже знакомая нам надпись «Domus propria Domus optima» (свой дом — лучший) стала понятнее и заиграло новыми красками. Не удивительно, что место очень полюбилось творческой интеллигенции Петербурга. В своё время садик был свидетелем выступлений знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина и поэтессы Анны Ахматовой.