В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Николай Растворцев, ведущий: Отправляемся на станцию «Прогресс», именно там открыли новый антарктический аэродром, и назвали его в честь петербургского «Зенита». Почему аэродром назвали в честь спортивного клуба?
Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института: У нас на станции «Прогресс» была полоса для небольших самолетов. Она была зарегистрирована официально в Росреестре и Росавиации. Когда понадобилось построить полосу для больших самолетов, для строителей нового зимовочного комплекса станции «Восток», встала необходимость построить аэродром. Чтобы он был способен принимать самолеты тяжелые, на колесном шасси, такой как ИЛ-76. Чтобы не путать маленькую полосу «Прогресс» с большой, решили назвать ее «Зенит». Почти все полярники из Петербурга, институт тоже находится здесь, «Зенит» — это символ Санкт-Петербурга.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Играют ли полярники в футбол?
Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Играют, конечно.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как это организовано?
Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Можно играть на снегу, до -30 градусов – это не проблема. Тем более есть с кем играть. Рядом китайская и индийская станция. На китайских станциях есть хороший спортзал. Там играют в основном в волейбол и в футбол.
Николай Растворцев, ведущий: Как функционирует аэродром в таких суровых условиях?
Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института: В Антарктике как раз лето, и он функционирует летом – с конца октября по начало марта. Это лето как у нас зима с температурой от -10 градусов до -25. Аэродром находится на леднике. И полярникам нужно снег утрамбовать, чтобы можно было посадить тяжелый самолет, как ИЛ-76. На этот процесс у них ушло много времени – с начала марта по середину октября.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что делать, если снежный сезон?
Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Он регулярно очищается. Это основная задача – постоянно чистить полосу после снегопадов. Получилось, что толщина утрамбованного снега один метр, с прочностью 1 Мпа. Что полностью удовлетворяет авиаторов.
Николай Растворцев, ведущий: Чем отличается строительство нашей полосы от Антарктиды?
Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Тут вопрос в деньгах и в их количестве. И в технике.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Кто доставляет технику?
Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Основной способ доставки тяжеловесов – судно. Она была доставлена судном в прошлом и позапрошлом году.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие виды представлены пассажирам, пролетающим над Антарктикой?
Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института: Прежде всего, красивый берег, айсберги. Также белое безмолвие.