Юля Чеснокова, корреспондент:

XIX век, ноябрь, мерзкая погода, но жители Васильевского острова с энтузиазмом смотрят в будущее. Ведь ещё совсем немного и река замёрзнет, а значит попасть в центр Петербурга вновь можно будет по льду. Постоянной же переправы через Неву в Северной столице не было долгих 150 лет.

Сначала Пётр Первый не велел, потом технологии не позволяли. Всё-таки Нева – девушка с характером – полноводна, склонна к наводнениям и с очень активным судоходством. А значит и мост ей нужен был под стать — капитальный и обязательно разводной. Первый деревянный вариант предлагал ещё знаменитый Иван Кулибин. Но в XIX веке Николай Первый утвердил более прозаичный, но надёжный – чугунный вариант. Над украшением переправы в разные годы работали лучшие умы империи. На Благовещенском мосту могли появиться и фигура Петра Первого и скульптурная группа Клодта. Но победила всё же экономия.

Мост и сегодня — одна из самых лаконичных городских переправ. Но и без лошадей здесь всё-таки не обошлось. Вот они – редкие мифические существа – гиппокампы – морские кони.

После открытия мост был признан самым длинным в Европе. Его протяженность составляла тогда почти 300 метров. Но Петербург рос. А вместе с ним неоднократно перестраивалась и переименовывалась переправа через Неву. После смерти Николая Первого мост становится Николаевским, после революции получает имя лейтенанта Шмидта. И именно возле него крейсер «Аврора» совершил свой легендарный выстрел, положивший начало Великой Октябрьской революции.

Сегодня от самого первого Благовещенского моста в городе остались только опоры и перила. А вот старинные газовые фонари до сих пор в строю. Правда, светят они нам уже электричеством и не на мосту, а здесь на Марсовом поле.