В гостях у программы «Утро в Петербурге» Павел Глазков, биолог.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Все мы помним басню Ивана Крылова про стрекозу и муравья, в финале которой нелетающее насекомое предложило летающему насекомому, поплясать. Так или иначе, раз в год «и зима катит в глаза».

Николай Растворцев, ведущий: Если судить по крыловскому подходу к зимовке, есть ли среди мира братьев наших меньших стрекозы и муравьи? Кого больше: тех, кто готовится к зиме или тех, кто не готов?

Павел Глазков, биолог: Если взять любимый Санкт-Петербург, то больше птиц, которые улетают на юг с приходом морозов. Через наш город проходит крупнейший в Европе миграционный путь птиц, и по предварительным подсчетам, порядка 5-10 млн. только пернатых пересекают Санкт-Петербург по дороге с севера на юг. Поэтому перелетных птиц все-таки больше. Осенью я условно делю животных на две группы. Первая — это те, которые с приходом морозов или далеко заранее улетают на юг. И вторая группа — те, которые остаются у нас зимовать. Кто остаётся зимовать, тоже делятся на 2 группы. Первые активно зимуют, питаются, некоторые даже проходят через брачный период. А вторая группа уходит в зимнюю спячку или в зимний сон.

Николай Растворцев, ведущий: А вот стрекозу в басне заслуженно пожурили? Или зря обидели? Стрекозы готовятся к зиме?

Павел Глазков, биолог: Стрекозы, как правило, в состоянии яиц зимуют. Откладывают яйца в укромном месте, чтобы весной превратиться в изящное насекомое.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Кто из птиц уже улетел на зимовку? И есть ли те, кто прилетают к нам на зимовку?

Павел Глазков, биолог: Мало кто знает, что часть наших обычных серых ворон улетают из Петербурга за границу. Это очень интересное явление. То есть примерно третья часть улетает на зимовку в Западную Европу, а потом к нам. Это, как правило, молодые особи. А часть серых ворон с Архангельской области, Вологодской, с Карелии прилетают к нам в Санкт-Петербург. А вообще среди перелетных птиц есть очень ранние мигранты. Где-то в августе месяце, иногда даже в конце июля некоторые кулички через наш регион уже летят на зимовку.  А есть арктический воробей или пуночка, которые вот только-только достигли нашего региона. И если у нас будет тепло, то пуночки остаются на зимовку. А если холодно, то улетят в Западную Европу.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: А в какой момент они это понимают? Ведь остаться могут сейчас, а морозы начнутся в январе.

Павел Глазков, биолог: Бывают такие случаи, что вынужденно остаются здесь и могут даже погибнуть. Но это жизненный опыт. Они заранее чувствуют приближение морозов и покидают наш регион. 

Николай Растворцев, ведущий: А кто из представителей животного мира ни за что не променяет сон на первый снег, Новый год и другие зимние забавы? 

Павел Глазков, биолог: Если мы говорим про животных, которые впадают в зимнюю спячку, то очень любопытны летучие мыши. У них температура тела иногда понижается до нуля градусов. Они впадают в полный анабиоз, и в этом состоянии проводят до полугода. А есть животные, например, енотовидные собаки, которые находятся в состоянии зимнего сна. То есть когда зимой небольшая оттепель, то они просыпаются. Самое интересное, что енотовидные собаки образуют пару  на всю жизнь. У них пары формируются осенью, и в зимний сон они уходят, уже образовав пару. И теплее, и весной нет драк, все уже распределены. Насчет летучих мышей есть любопытный факт. У нас в Санкт-Петербурге обитает семь видов летучих мышей. Все они занесены в Красную книгу нашего города. В области обитает 10 видов. Так вот, из Петербурга два вида летучих мышей улетают на зимовку в Западную Европу, иногда в совместной стае с ласточками.

Николай Растворцев, ведущий: Кто бодрствует зимой? Кто не впадает в спячку?

Павел Глазков, биолог: Бобры. Они не впадают ни в спячку, ни в сон. Они с осени готовят ветки, засовывают под воду, где минимум кислорода, и ветки, как в холодильнике, дольше сохраняются.  И всю зиму бобр, не выходя на поверхность, затаскивает к себе в хатку эти ветки и там спокойно ест. Его всю зиму можно не видеть, но бобр зимует очень активно.  

Николай Растворцев, ведущий: У вас сегодня встреча с телезрителями нашего канала в Ботаническом саду. Какова ее тема, и о чем будете рассказывать?

Павел Глазков, биолог:  Я покажу 4, может быть, 5 своих репортажей в формате лесных новостей нашего телеканала Санкт-Петербург. Поговорим о том, как животные готовятся к зиме. Кто не успел предварительно записаться и забронировать место, а их в лектории всего 100, можно посмотреть выступление в прямом эфире нашего любимого телеканала, а потом и в записи.