С северо-запада Петербурга на юго-восток можно добраться за 40 минут, минуя пробки, если сесть на зелёную ветку метро.

Андрей Яковлев, корреспондент:

Третья линия открылась 55 лет назад и называлась «Невско-Василеостровская». Всего четыре станции, их названия сохранились и сейчас: «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская» и «Площадь Александра Невского».

Станция «Василеостровская». Она должная была называться «8-й линией» или «Средним проспектом», а «Площадь Александра Невского» — «Красной площадью», но к моменту открытия ей вернули историческое название.

Андрей Яковлев, корреспондент:

Все станции — закрытого типа, их ещё называют «горизонтальный лифт» — это когда двери открываются вместе с дверьми вагона. Первыми придумали ленинградские метростроевцы. Эксперимент был поставлен на станции метро «Парк Победы», синяя ветка. Ну а здесь первой стала «Василеостровская».

Светлана Панькова, начальник станции «Василеостровская» в 1990-е годы:

Для безопасности пассажиров  — это прекрасный вариант. То есть ни одного падения на путь за время существования станций не было. Был один случай — когда женщина везла ковёр, не успела войти и затянуло ковёр между дверьми и вагоном, но сама женщина не пострадала.

Пассажиры из поезда выходят на изолированную от путей платформу. Ну а мы отправляемся туда, куда «посторонним вход воспрещён» — в пост управления и централизации станции.

Андрей Яковлев, корреспондент:

Здесь перед вами аппаратура, огромное количество видеокамер, а также операторы, которые сидят и следят за тем, что происходит. Мы здесь видим, где находится поезд сейчас.

Майя Жиленко, начальник станций «Приморская» и «Василеостровская»:

Да, как он следует. И перегоны частично мы видим, как он пребывает на станцию, и как светофор открывается. Ну естественно полный контроль за станцией — очень много камер.

Что отличает зелёную ветку от других — длина перегонов. Самый протяжённый: «Обухово – Рыбацкое» — 3 километра 600 метров. А самые сложные — те, что проходили под Невой и Финским заливом.

Андрей Яковлев, корреспондент:

Перегон от «Василеостровской» до «Гостиного двора» мы сейчас преодолеваем за 4 минуты. А строили его 4 года. На глубине, где кембрийские глины, которые не пропускают воду. Длина пути — 3 километра 100 метров.

Вряд ли те пассажиры, которые ежедневно едут по нему, думают, что над ними тонны воды и проходят корабли.

— Говорят, что в туннеле целых три гермозатвора. Но мы их не увидим!

Изначально проект предполагал большее количество станций на первом участке. Планировались «Университетская», «Адмиралтейская» зелёной ветки и «Аничков мост». Но поджимали сроки и строительство отложили. Не появилась и «Гавань», «Смоляная», «Хрустальная», «Щемиловка». Зато со временем открылись другие: «Елизаровская», «Ломоносовская», «Пролетарская», «Приморская», «Обухово», «Зенит»

Андрей Яковлев, корреспондент:

Третья линия протянулась почти на 30 километров от «Беговой» до «Рыбацкого». Сегодня она соединяет 12 станций, но будет и дальше расти вместе с городом.