Мы привыкли наблюдать в Петербурге и его окрестностях кипящую жизнь. Но есть и такие места, жизнь в которых замерла, остановилась или вовсе ушла. А их адреса стали забытыми адресами. Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Продолжим городскую хронику. Знаменитый, но сейчас опустевший и даже заброшенный дворец культуры «Невский» на проспекте Обуховской обороны, 32 собственник выставил на продажу. Он оценивает это шестиэтажное здание площадью 11 тысяч квадратных метров и земельный участок 10 тысяч квадратных метров в 400 миллионов рублей. Не такая уж большая сумма для такого здания.

ДК Невского машиностроительного завода был построен в 1968 — 1972 годах. В конце 1980-х это место было центром неформальной культуры Ленинграда. Внутри есть концертно-театральный зал на одну тысячу мест. Здесь проходили выставки художников андеграунда, выступали группы «Кино», «Зоопарк», «Аукцыон», «Телевизор» и другие. Опустело здание, начиная с 2015 года. Его отключили от городских коммуникаций. И история этого ДК — хороший повод поговорить о теме, которую мы назвали так — «Забытые адреса». Мы составили свою карту главных, как говорят специалисты, «заброшек» Петербурга и Ленинградской области. Кто оставил эти места? Почему? Что там сейчас? И какова будет их дальнейшая судьба? Об этом — в репортаже Антона Цумана».

КИНОТЕАТР «ЧАЙКА»

Поселок Лисий Нос. Так называемая «петербургская Рублевка». И тем необычнее смотрится совершенно заброшенное здание в стиле «сталинский неоклассицизм» с надписью «Кинотеатр «Чайка»». Каждый шаг внутри приходится делать с осторожностью.

Все киноновинки и в Ленинграде и в тогда ещё удалённом от него Лисьем носу шли одновременно. И очереди в билетную кассу, по словам старожилов посёлка, выстраивались на целую улицу.

Краевед и хранитель истории Лисьего носа Лидия Скобелева рассказывает, как собирала в залах «Чайки» пионерские дружины. Сначала как комсомолка, потом как педагог, потом как директор местной школы. Время переломных моментов в истории страны в 90-е годы кинотеатру пережить не удалось. А в 2014 году случился пожар, уничтоживший крышу, зрительный зал и все интерьеры. Но память об этом месте жива. Жители посёлка выступили с инициативой к районным властям восстановить старый кинотеатр в качестве культурно-досугового центра. Так что есть надежда, что «Чайка» возобновит свой прерванный полёт.

ПИОНЕРЛАГЕРЬ «ЛАСТОЧКА»

Казалось бы, заросли лесопарковой зоны — типичного пейзажа побережья Финского залива. Но стоит обратить внимание на странный блеск между деревьев — и вот она, одинокая детская горка, которая сразу навевает ассоциации с детскими страшилками и фильмами ужасов. Краевед-исследователь Алексей Дубровский сам когда-то ходил этими тропами школьником.  Рассказывает: такие зоны и пионерлагеря стали появляться сразу после войны, как только нынешняя территория посёлка Смолячково стала территорией СССР. В начале 50-х тут и появился не просто дом, а целый дворец для пионеров. Шефствующей организацией был ГИПХ — институт прикладной химии.

Большая часть деревянных построек снесена, жилой корпус стоит с выбитыми вандалами стёклами. История лагеря во многом типична для тысяч ему подобных. В эпоху приватизации перешёл на баланс ГИПХа. Когда у института возникли финансовые проблемы, пришёл в запустение. Затем территория ушла за долги «с молотка».

Но уже есть уверенность в том, что у «Ласточки» начнётся новая жизнь, которая будет созвучна пионерскому прошлому этого места. В планах собственника территории — а это город Санкт-Петербург — превратить заброшенный пионерлагерь в спортивно-оздоровительную базу для подготовки будущих спортсменов.

ФИНСКИЕ ПОГРЕБА

Ленинградская область, посёлок Мичуринское. Невдалеке от жилых домов за деревьями  скрываются странные сооружения, похожие на большие норы сказочных хоббитов. Историк Владимир Васильев уверяет: ничего сказочного тут нет. Но объект и правда уникальный — армейский погреб. 30-е годы прошлого века, когда посёлок был финским и назывался Валкъярви — Белое озеро.

Эти погреба должны были снабжать продовольствием финские части на линии Маннергейма. Замаскированные сверху, основательно врытые в холм, из качественного бетона. Понятное дело, объект в прошлом секретный, как здесь была налажена работа, остаётся догадываться, но можно предположить, что, например, по желобам на втором этаже ссыпали зерно или картофель прямо на нижний этаж.

Уже на выходе мы встретили местных жителей — Анастасию и её подопечную из конного клуба, Миледи. Анастасия нам и рассказала, что после войны эти погреба поначалу использовали воспитанники мичуринского аграрного училища. Но из-за труднодоступности посёлка в то время быстро бросили эту затею. А нынешний сказочный вид погребам придала магия кино. Столь необычный силуэт заметили авторы сказки «Самый рыжий лис». И придали им фактуру домиков фантастических персонажей.

Сейчас эти уникальные погреба находятся на балансе посёлка. И для того, чтобы сохранить и возродить это место, им нужен лишь щедрый инвестор. Который с уважением отнесётся к его истории.

ПАРОМНАЯ ПЕРЕПРАВА

Ломоносов, Угольная улица, которая ближе к заливу превращается в пристань. И ведёт к низкому зданию в стиле советского модернизма. Сейчас это место посещают лишь редкие туристы да местные рыбаки. А ещё каких-то 10 лет назад здесь кипела совершенно другая жизнь.

Журналист Евгений Захаров рассказывает: даже не смотря на закрытый статус Кронштадта, направление было популярным с самого открытия, с 1968 года. Такие паромы называли «колбасными»: многие жители Ломоносова отправлялись за продукцией Кронштадтского колбасного завода. Но когда в 2011-м замкнулось кольцо КАДа, эпоха этой паромной линии завершилась.

2015 год. Ораниенбаумский морской фестиваль с участием художников из группы «Митьки» — последнее мероприятие в этом месте. Местные активисты до сих пор пытаются снять с этого места ореол заброшенности. Однажды даже пригласили художников, которые расписали фасад тематическими граффити. Но само здание с 2016 года перешло в частные руки местного бизнесмена, который о своих планах публично не заявляет. И о судьбе здания остаётся только гадать. Эти адреса из наших историй были забыты. По разным причинам: какие-то не выдержали вызовов времени, какие-то просто оставлены за ненадобностью. Какие-то из них ждёт новая жизнь и новые задачи. Но все они хранят в себе частичку истории из нашего прошлого, к которому пока есть возможность прикоснуться, пока эти забытые адреса из прошлого ещё существуют.