Чернышевский написал свой знаменитый роман меньше, чем за 4 месяца. Станция метро, названная в его честь, будет закрыта на полтора года. Вопрос «Что делать?» обретает новые смыслы. Как теперь добраться до учебы или работы? И когда ждать открытия новых станций? Репортаж Наталии Бандуриной.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Городская хроника. Около Биржевого моста под площадью Академика Лихачева идет строительство подземного пешеходного перехода. Площадь Академика Лихачёва находится на берегу Петроградской стороны. Этот переход свяжет будущий парк «Тучков буян» с Мытнинской набережной и Петропавловской крепостью. По земле перейти в этом месте пешеходам невозможно из-за плотного автомобильного движения перед Биржевым мостом. Дополнительные светофоры в будущем стали бы причиной пробок. Полное окончание работ по строительству пешеходного перехода запланировано в 2024 году. Земляные работы уже практически закончены. До конца формирования этого котлована осталось несколько метров. Внизу уже делают армирование дна и стенок тоннеля. Тоннель будет основываться на 62-х сваях. Каждый такой буро-набивной столб уходит глубже уровня перехода на 22 метра. Благодаря такому фундаменту подвижки сложных грунтов в этом месте будут не страшны для тоннеля. Новый большой подземный переход в этой части города значительно упростит движение как автомобилей, так и пешеходов. И, главное, можно будет спокойно пройти от Петропавловки дальше к парку, который построят на месте Тучкова буяна.

Ну, как всегда и бывает в огромном мегаполисе, что-то где-то открывается, а что-то закрывается. На ремонт. С 25 октября станция метро «Чернышевская» уходит на плановый ремонт. Станция не будет работать на вход и выход до мая 2024 года. Кстати, открылась «Чернышевская» в 1958 году. И, конечно, сейчас явно нуждается в реконструкции. Потому что наш город в 1958 году и наш город в 2022 году с точки зрения пассажиропотока — это два разных города. Итак. «Чернышевская» закрывается. Что делать? Почему этот ремонт не просто необходим, он неизбежен? И как мы теперь будем ездить по городу без этой главной станции метро для центра Петербурга? Наталия Бандурина продолжит тему».

«Осторожно, двери закрываются». К этому объявлению скоро прибавится еще одно: «Станция метро «Чернышевская» закрыта для входа и выхода». Впервые за 64 года ее ждет глобальная реконструкция. Прежде всего, она коснется наклонного хода. Вместо 3-х эскалаторов, у которых закончился срок эксплуатации, будет 4 новые машины. Оказывается, размеры проемов позволяют это сделать.

Пассажиров становится больше с каждым годом, а пропускная способность станций, которые были построены 40-50 лет назад, на такую нагрузку не рассчитаны. Вот и приходится расширяться. В остальном «Чернышевская» останется прежней: с серыми мраморными стенами и полом в виде шахматной доски, по которой передвигаются пассажиры, словно фигуры, в надежде выиграть не партию, а время.

«Чернышевская» — это памятник переходу от одного стиля архитектуры к другому. В 58-м году богатый на убранства сталинский ампир сменился на экономный хрущевский функционализм. Одним словом, глазу не за что зацепиться. С другой стороны, все предельно лаконично, как в прозе Николая Гавриловича.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:

«Чернышевский написал свой знаменитый роман меньше, чем за 4 месяца. Станция метро, названная в честь него, будет закрыта на полтора года. Вопрос «Что делать?» обретает новые смыслы».

В таких случаях на помощь приходит наземный транспорт, для удобства пассажиров появится новый автобус №136 М. Он будет ходить по маршруту в одну сторону: от станции метро «Чернышевская», по улицам Восстания, Жуковского, Лиговскому проспекту, до станции метро «Площадь Восстания». Обратно: от Невского проспекта, по улицам Маяковского, Жуковского, Восстания, Рылеева, Радищева, Кирочной улицы, до станции метро «Чернышевская».

Плановые работы по замене эскалаторов ведутся ежегодно, по графику. В прошлом году на два месяца ограничивали вход пассажиров на станциях метро «Петроградская» и «Проспект Просвещения». Потом была «Сенная площадь». Важные изменения, но в памяти горожан не сильно откладываются. Не то, что знаменитый ремонт «Горьковской».

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:

«Никаких других ассоциаций не могло быть, когда ее открыли, все стали называть новый вестибюль метро «Горьковской», летающей тарелкой, а мы стали ее пассажирами, но мало кто помнит, что до ремонта она тоже была круглой, но напоминала, скорее, гигантский гриб, а не космический корабль».

Наверное, самая печальная история, связанная с ленинградским метрополитеном, это, конечно, авария на перегоне «Площадь Мужества — Лесная». Подземный плывун разрушил тоннель во время строительства. Чудом никто из метростроевцев тогда не погиб. О героизме ликвидаторов аварии тогда сняли даже фильм. Критики тогда сошлись во мнении: лента получилась почти документальной. Правда, одна неточность все же была: от разрушительной силы плавуна в фильме идет трещинами жилой дом. На самом деле, пострадали производственные корпуса.

Сегодня повторение той аварии невозможно. Уже не применяют так называемую заморозку азотом, да и практики сдачи станций в эксплуатацию к коммунистическим праздникам, понятно, нет. Безопасность прежде всего.

Будущая станция метро «Юго-Западная», тип — пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения. Открытия очень ждут жители Красносельского района. В метрострое обещают все закончить к 2024 году. На сегодня здесь сооружают проходы между тоннелями, всего их должно быть 12.

Потом приступят к укладке путей, завершающий этап — архитектурная отделка. Но до мраморных полов еще далеко, пока по «Юго-Западной» можно пройти только в резиновых сапогах.

Прежде всего, это даже не обсуждается, открытия новой станции метро, конечно, ждут пассажиры. Но есть еще одна категория граждан, которые выстраиваются в очереди в кассу в первые часы работы новой станции. Это коллекционеры. Они охотятся за жетонами. У Сергея Назарова полная коллекция жетонов петербургского метрополитена с момента его открытия. Есть даже бумажный талончик до жетонов и монет — большая редкость. Для одних метро — это станции, «дворцы» и бесценная коллекция раритетов. Для других — тяжелый труд и ежедневная работа по ремонту и сохранению этого огромного, сложного подземного города, в котором мы проводим чуть ли не половину жизни, но  всегда проездом.