Вероника Озерова, корреспондент:
«В этом городе львов больше, чем жителей» — эту фразу произнёс итальянец Джузеппе, который приехал в Петербург на поиск сокровищ. Но если бы невероятные приключения происходили в наше время, то герои известного фильма Эльдара Рязанова недосчитались бы двух львов — на Дворцовой пристани.
Медные львы, охраняющие берега Невы с 1832 года, спрятались в стенах реставрационной мастерской. Сейчас идёт основной этап работ — специалисты снимают со львов и их чугунной опоры слой старой краски. Трещины, расхождение швов, коррозия металла — во многом на состояние скульптур повлияла петербургская погода. Но все же больший урон львам наносят любители посидеть на их спинах.
Христина Шумилова, заместитель генерального директора реставрационной мастерской:
Вот это всё промятое — это деформация из-за бесконечного сидения здесь. Мы можем видеть такие вот места, где они прям вдавлены во внутрь — это как раз антропогенный фактор. Также мы видим стыковочные швы — из-за того, что постоянно приходится нагрузка какая-то, они, к сожалению, начинают расходиться. И это тоже безусловно негативно влияет на состояние сохранности предмета.
Вероника Озерова, корреспондент:
Много лет этот лев, что довольно символично, охранял клад. Во время реставрации специалисты обнаружили вот такую сторублёвую купюру 1993 года. Забирать мы её, конечно, не будем, чтобы потом не бегать от льва по всему городу.
Петербургские фигуры — копии итальянских. Лев, который опирается на шар правой лапой, сделан наподобие античной скульптуры. Второй царь зверей — копия мраморного льва XV века, расположенного на главной площади во Флоренции.
Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры, хранитель коллекции городских памятников:
Античный лев — он очень косматый, он покрыт шерстью, у него на боках шерсть, на ногах, низ живота. Эти колечки шерсти делают его таким основательным. Он самый агрессивный. Более молодой и лиричный — лев эпохи Возрождения.
Похожие скульптуры можно увидеть и в картине Рязанова — правда, у Шереметевского дворца. На самом же деле, львы не покинули своих мест даже во время войны, осколочные раны до сих пор видны на их лапах. Стражи Невы пережили уже четыре крупных реставрации. Для специалистов они…
Софья Метик, помощник реставратора:
Коты номер раз, коты номер два.
Вероника Озерова, корреспондент:
То есть вы львов называете котами?
Софья Метик, помощник реставратора:
Да, да. Как и грифонов, которых тоже реставрировали в этих мастерских.
Реставраторам предстоит восстановить исторический бронзовый цвет скульптур. Львы, которым в этом году исполняется 190 лет, вернутся на своё законное место уже в ноябре.
Вероника Озерова, корреспондент:
И можно не перекапывать весь Петербург в поисках клада, и уж тем более не отправлять его на дно реки. Ведь исторические памятники — и есть главное сокровище нашего города.