Трагедия в Ижевске. Сигнал тревоги для всех школ страны. Когда и где услышат следующие выстрелы? И что изменить в Петербурге, чтобы этого не произошло? Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Трагедия в Ижевске. Мы скорбим, плачем. Но самое главное, мы постараемся понять, что нужно сделать, чтобы остановить этот бег кровавого колеса, которое уже столько лет катится по российским школам и учебным учреждениям. Москва. Керчь. Казань. Пермь. Ивантеевка в Московской области. Благовещенск. И вот, теперь Ижевск. Убито 17 человек. 11 детей. 6 взрослых. Вот, чтобы понять хотя бы чуть-чуть, через какой ужас прошли дети, посмотрите вот это видео. Оно было снято одним из учеников, который спрятался под парту в классе. На этом видео нет крови. Там только звуки. Звуки выстрелов. И каждый выстрел – это чья-то жизнь. Жизнь ребёнка. Видео длиной в 18 секунд. Чтобы понять весь ужас происходящего, посчитайте количество выстрелов, которые были сделаны за эти 18 секунд.

Имя подонка – в Казанцев Артём. Выпускник этой школы. Полный набор маньяка. Фашистская свастика на груди. Обоймы патронов с надписью «ненависть».

И самое главное – брелок на пистолете с надписью «Колумбайн». Это община в Америке, где в 1999 году произошёл первый теракт и массовое убийство в школе. По этим приметам можно отчасти понять мотивы действий этого убийцы. Но сейчас важнее найти ответ на другой вопрос. А что делать? Как спасти наших детей от этого безумия. Полина Ганичева продолжит тему».

Двери в учебные классы забаррикадированы. Ученики на полу. Оба охранника убиты. По ижевской школе №88 ходит стрелок. По некоторым данным, огонь ведёт c двух рук одновременно. 34-летний мужчина в балаклаве идёт в кабинет ИЗО. Там первоклассники.

МВД постоянно обновляет данные по погибшим, родители перед школой сходят с ума. Начинают выносить раненных. Одной из первых у уже оцепленной территории школы оказывается Анастасия Захарова, наша коллега.

АНАСТАСИЯ ЗАХАРОВА, журналист медиахолдинга Centre Digital & Media:

«Одну девочку вынесли при мне на парте. Она очень неестественно лежала. Всё тело было в крови. Я даже не поняла, какое ранение у неё было. Люди, которые работают на ЧП, у них уже давно все эмоции атрофировались. И я про себя тоже так думала. Но потом мне говорили, что когда я вела прямой эфир оттуда, у меня голос дрожал».

Когда всё закончится, к родителям не вернутся 11 детей. 6 взрослых (охранники, и  учителя, которые закрывали собой школьников) не вернутся в свои семьи. Когда стрелка найдут мёртвым, в магазинах с надписью «Ненависть» окажутся ещё две сотни неизрасходованных патронов. В Ижевск прибыл Глава СК Александр Бастрыкин. Обстоятельства трагедии устанавливают. По предварительным данным, нападавший – выпускник этой школы. Состоял на учёте в психоневрологическом диспансере. На майке – нацистская символика, на пистолетах – два брелока. Читается «Эрик и Дилан», «Колумбайн» (движение признано террористическим и запрещено в РФ).

В 99 году два подростка заложили на территории своей школы в США несколько самодельных бомб, а потом открыли стрельбу. На вид вполне обычные школьники. С друзьями, девушками, подработкой в местной пиццерии и хобби. Через несколько дней после выпускного они убили 13 человек. Кого-то из детей так и нашли: с анкетой колледжа и карандашом в руках. С этого момента дети начали истреблять детей по всему миру, а «скулшутинг» стал термином. 

2014 год. Москва. В школе погибают двое. 2017. Московская область. 9-классник зашёл в школу с пневматической винтовкой. 2018. Керчь. В политехническом колледже убили 21 человека. Благовещенск. Не выжили трое. Казань. Стрелок шёл с оружием по улице. На пути к школе его никто не остановил. Погибли 9 человек. В пермском университете – 6. В Ижевске – 17.

В Петропавловскую крепость, к стихийному мемориалу, который день приносят цветы и игрушки. Трагедия за 1,5 тысячи километров. Вот она, совсем рядом. Родители в Петербурге пытаются понять, как защитить своих детей.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Делаю один шаг и уже прохожу через металлоискатель. Ещё два, упираюсь в закрытый турникет. Даже родителей не пропустят. Учителя и ученики в школу проходят по пропускам. Для родителей и остальных остаётся зона ожидания. Кстати, тоже за ограждением».

Конечно, вооружённого стрелка, если он уже зашёл внутрь, это не остановит. Значит задача – оставить его за пределами школы. Если есть забор – за ним.

Требования по защите каждой школы в Петербурге составляют отдельно. Комиссия из работников спецслужб и образования. Все данные вносят в паспорт безопасности объекта – главный документ для администрации школы и частного охранного предприятия (ЧОПа), которое её обслуживает.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Должностная инструкция охранника школы. Подписана и директором школы, и охранной организацией. Нас интересует пункт «действия охранника при возникновении угрозы или реальном нападении на объект». Первое. Произвести вызов сотрудников полиции путём активации кнопки тревожной сигнализации».

Пока на место едет Росгвардия, охранник выполняет следующий пункт в своем списке – «отразить нападение всеми имеющимися средствами». В Ижевске первому из погибших охранников было 73.

АНДРЕЙ ДМИТРЕНКО, руководитель частной охранной организации:

«Заходит молодой человек либо какой-то посторонний человек под видом родителя, чтобы забрать ученика, достаёт оружие огнестрельное и начинает там палить в охранника. Что это 73-летний человек падает, что здоровый 20-летний сотрудник охраны вооружённый точно так же упадёт».

Но 6-й разряд – высший. Зарплата у такого охранника, а значит и затраты школы, будут выше. И школа может отказать ЧОП в оружии, посчитав это небезопасным.

Почти все образовательные учреждения города охраняют и ЧОП, и Росгвардия. Первые работают на местах, вторые приезжают после нажатия кнопки. Время прибытия от нескольких секунд до нескольких минут.

АЛЕКСАНДР КРАСИЛИЧ, врио начальника управления вневедомственной охраны по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

«Берём за предыдущий год и нынешний. У нас подобных реальных срабатываний по объектам образования — около 15-ти штук. Это Санкт-Петербург и Ленинградская область. Это один, максимум два в месяц на вот всю базу охраняемых – а у нас их 3 500 – учреждений».

Но любой вызов может оказаться трагедией. В Комитете по образованию сообщили: требования к безопасности образовательных объектов в Петербурге усилят.

АНДРЕЙ БОРЩЕВСКИЙ, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга:

«Усиление пропускного режима в образовательном учреждении, и отсутствие даже возможности пребывания посторонних лиц как на территории образовательной организации, так и на внутридворовой территории. Конечно же, это проведение внеплановых инструктажей с педагогическими работниками, руководителями структурных подразделений и с работниками охранных предприятий».

Анатолий Громов в охранном бизнесе с 90-х. Прошел несколько войн, есть боевые ранения. Отлично разбирается в оружии. Его в ижевской трагедии больше всего заинтересовало именно оно.

АНАТОЛИЙ ГРОМОВ, президент Северо-Западной коллегии адвокатов:

«Это приспособление бесшумной стрельбы. Этот пистолет уже изначально делался для террориста. Вам любой опер и любой специалист скажет, что любое преступление легче всего предотвратить. А здесь как раз недоработали спецслужбы».

Черный рынок оружия, работа спецслужб, оснащение и подготовка охранника на месте – кажется, мы перечислили всё, что важно. Осталось обратить внимание на самих детей. Петербург. На следующий день после трагедии в Ижевске.

За минуту игры в этом компьютерном клубе дети из пистолета, автомата, ножом убивают десятки персонажей. Людей. Клинический психолог Влада Титова лечит пациентов от компьютерной зависимости. Предполагает: трагедия в Ижевске – следствие в первую очередь шизофрении. Но «выпасть» из реальности и перепутать жизнь со смертью можно и без диагноза.

ВЛАДА ТИТОВА, врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук:

«Самое страшное: там же можно самому умереть и воскреснуть — это очень стирает границы между жизнью и смертью. И отношение ребёнка, подростка к этому. Можно ведь перепутать эти реальности. Во время игры большинство людей находятся в изменённом состоянии сознания.  В игровом трансе, человек погружается в ту реальность, которая ему предлагается. Этого не происходит во время обычной игры».

Трагедия в Ижевске – бесконечное горе и сигнал тревоги для всех школ страны. И после нажатия этой «тревожной кнопки» немедленно отреагировать должны все: те, кто учит, охраняет, спасает и воспитывает наших детей. Чтобы успеть. Не спасти, а предотвратить.