АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:


Доходные дома рубежа 19-го — начала 20 веков — украшение Петербурга. Северный модерн, эклектика, неоклассицизм, псевдорусский — главные стили той эпохи. Ежегодно старые здания признают объектами культурного наследия. Мы расскажем о тех, которые пополнили список памятников совсем недавно.

Это величественное шестиэтажное здание на 8-й линии Васильевского острова стоит, как будто особняком. Построили его в 1911 году по заказу купца Максима Долгополова.

ПАВЕЛ ТАЛИ, краевед:

«…Я вернулся в мой город, знакомый до слёз». Именно в этом здании знаменитый поэт Осип Мандельштам впервые написал эти строки к своему стихотворению «Ленинград». Также в этом здании успел пожить знаменитый социолог, один из основоположников такой науки, как социология, автор такой темы, как социальная мобильность, Питирим Сорокин. Прожил он тут недолго, всего два года, после чего был арестован и выдворен из страны. У него учился такой политик как Джон Кенеди.

Глядя на доходный дом из красного кирпича на 5-й линии Васильевского острова, можно подумать, что перед нами обветшалый европейский дворец. Он принадлежал известному в начале 20 века в Петербурге врачу Антонине Еремеевой.

ПАВЕЛ ТАЛИ, краевед:

Во время постройки данного здания произошло Кровавое воскресенье. В период этих событий 22 января 1905 года рабочие, находившиеся тут напротив, в доме, где располагался рабочий кружок, выстроили баррикады из кирпичей строящегося дома Еремеевой и этими самыми кирпичами атаковали представителей царской полиции. В парадном вестибюле сохранилась печка Гресвикенского гончарного завода. Некогда этот великолепный изразцовый камин отапливал весь парадный вестибюль дома Еремеевой.

Здание на углу 4-й линии и Большого проспекта Васильевского острова привлекает к себе внимание огромным количеством разнообразных архитектурных элементов. Его строили в 70-х годах 19 века для сахарного промышленника Леопольда Кёнига.

ПАВЕЛ ТАЛИ, краевед:

Архитектор Карл Рохау оснащает здание целой системой потайных дворов. Знаменитый двор духов, расположенный в потайном кармане доходного дома, стал известен после того, как певица Светлана Сурганова, посетив его, отметила, что именно в этом месте нужно загадывать желание. Конечно же, все эти истории, звуча красиво, не имеют под собой никакого исторического обоснования и являются городскими байками, легендами и мифами.

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:


Красный облицовочный кирпич разных оттенков, кованные решётки, балконы, крыша в готическом стиле. Это здание выделяется среди прочих на 3-й линии ВО. Дом купца Прохорова стоит здесь с 1901 года.

ПАВЕЛ ТАЛИ, краевед:

За авторством данного здания стоит творческий тандем из двух немецких архитекторов: Германа Гримма и Густава Фон Голли. Не мудрено, что черты модерна в виде разноплановых балконов, разноформатных окон и асимметричной формы фасадов гармонично перекликаются с элементами немецкой традиционной готической архитектуры.
Во дворе дома Прохорова сохранилась любопытная полутораэтажная постройка. Некогда она выполняла функцию дворницкой. А на первом этаже располагался каретный сарай. И даже несмотря на утилитарное значение постройки, всё равно архитекторы выдержали её в немецких традициях.

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:


Старые доходные дома — это память об имперском Петербурге. Не все из них признаны объектами культурного наследия. Но практически каждый хранит свои удивительные истории. Изучайте их, и узнаете много интересного!