АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Строительство новой столицы России – Санкт-Петербурга – привлекало огромное количество иностранных архитекторов, художников и скульпторов. Многие из них приезжали в Петербург по личному приглашению самого Петра Первого. Но так получилось, что имена первых градостроителей, увы, канули в лету. Среди них и имя швейцарского архитектора Николауса Фридриха Гербеля. Я предлагаю восстановить историческую справедливость и вспомнить основные достижения человека, который вошел в летопись нашего города как архитектор Николай Фёдорович Гербель.

ТАТЬЯНА БАЗАРОВА, заведующая Научно-историческим архивом СПбИИ РАН, кандидат исторических наук

18 сентября 1719 года он уже был призван к Петру с двумя чертежами. Один чертёж старый, который создавал Маттарнови, другой — новый чертёж, который к этому времени Гербель уже успел сделать. И Пётр Первый, тщательно изучив оба этих чертежа, принял решение строить уже по плану нового архитектора.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Итак, проект Гербеля предусматривал создание 5-лучевой системы улиц, ориентированных на башню Адмиралтейства. Если мы сейчас поднимемся на высоту птичьего полёта над современным центром Санкт-Петербурга, то легко можем узнать пять этих лучей, соответствующих современным Миллионной улице, Невскому проспекту, Гороховой улице, Вознесенскому проспекту и Галерной улице.

Пять радиальных магистралей, сформировавших будущий центр города, плавно пересекались с дугообразно протекающими тремя речками: Мьёй, Кривушей и Безымянным Ериком, которые сегодня мы знаем как Мойка, канал Грибоедова и Фонтанка соответственно. Идея Гербеля о 5 лучах улиц Санкт-Петербурга была воплощена в жизнь полностью с одобрения Петра Первого и остаётся на картах нашего города до сих пор!

ТАТЬЯНА БАЗАРОВА, заведующая Научно-историческим архивом СПбИИ РАН, кандидат исторических наук:

Гербель, конечно, был очень востребован. После кончины Маттарнови, ему пришлось работать очень много. Гербель в течение нескольких лет трудился над воплощением замысла Петра о создании музея и какого-то научного учреждения, обсерватории. Он переработал проект Маттарнови. Но, к сожалению, тоже достроить не успел.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

По большому счёту вся основная тяжесть строительства Кунсткамеры легла на плечи именно Николая Гербеля. Он руководил возведением первого в России музея с 1719 по 1724 годы. Причём командовал абсолютно всеми работами: от создания фундамента до внутренней отделки Кунсткамеры и закупки специального музейного оборудования. Только взгляните на этот архитектурный шедевр коллективной творческой мысли зодчих периода петровского барокко!

Яркий контраст рассекающей объёмно-напряжённой четырёхъярусной башни, крупных разорванных фронтонов и спокойных строгих стен – чистый приём стиля петровского барокко, который внёс в проект постройки Кунсткамеры лично Гербель.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Я знаю, что в фонде вашего архива есть забавная, на мой взгляд, гравюра, где, по некоторым утверждениям, сам Гербель изображён.

ТАТЬЯНА БАЗАРОВА, заведующая Научно-историческим архивом СПбИИ РАН, кандидат исторических наук:

Нет, не в нашем архиве и даже не в нашей стране. Это в Военном архиве Швеции, в Стокгольме громадная настенная карта, рукописная, которую выполнил бывший шведский военнопленный Карл Фридрих Койет. В правом нижнем углу изображены три человека, которые поддерживают план Санкт-Петербурга. Согласно одной точке зрения, центральная фигура — это Николай Гербель. Справа от него Доменико Трезини, слева, полагают, Койет изобразил самого себя.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Так получилось, что Николай Гербель, будучи обер-архитектором Главной полицмейстерской канцелярии Санкт-Петербурга достраивал огромное количество зданий, которые мы сегодня считаем главными символами Санкт-Петербурга, во главе с той же Кунсткамерой. А вот его индивидуальные проекты, будь то индивидуальные дома для вельмож, либо государственные строения, увы, в большинстве своём не сохранились. Единственное исключение – эти многострадальные Главные императорские конюшни, которые Пётр Первый лично поручил построить Гербелю после своего возвращения из Путешествия во Францию. Фактически, мы можем сделать вывод, что Конюшенное ведомство, а так же знаменитая пяти-лучевая система исторического центра Санкт-Петербурга — главное урбанистическое наследие швейцарского архитектора на службе русского царя.